Проект «Жил да был паровоз» Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста.

16.09.2024

Содержание проекта направлено на формирование у детей интереса к железной дороге и знаний о профессиональной деятельности взрослых.  Знакомство с железнодорожными профессиями расширит общую осведомлённость об окружающем мире и кругозор детей, а также сформирует у них определённый элементарный опыт профессиональных действий.

          В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых.  Поэтому для создания положительного отношения детей к труду на железной дороге важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом.

Проблема проекта.

     В процессе работы с детьми по ознакомлению с трудом железнодорожников я заметила недостаточный уровень знаний детей о профессиях работников железной дороги, о истории возникновения железнодорожного транспорта, о вокзале, его помещениях, их названиях и назначении, о видах Ж/Д транспорта, о правилах безопасного поведения на железной дороге. Анализируя имеющиеся теоретические и практические материалы, обратила внимание, что данная проблема недостаточно освещена.  А так как эти знания являются первым этапом в работе по ранней профориентации дошкольников, то данный вопрос стал одним из приоритетных направлений в моей работе.

     Для решения этой проблемы был разработан проект, получивший название «Жил да был паровоз».  Проект строился с учётом возрастных особенностей, уровня представлений детей о труде железнодорожников, зоны их ближайшего развития. Содержание проекта направленно на формирование у детей интереса к железной дороге и знаний о профессиональной деятельности взрослых.

Тип проекта: Познавательно – творческий. Долгосрочный.

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители воспитанников.

Цель проекта:

·        Создание адаптированной системы работы с дошкольниками по организации ранней профессиональной ориентации на железнодорожные профессии посредством взаимодействия воспитанников, педагогов и родителей с социумом.

Задачи проекта:

·        Познакомить дошкольников с многообразием профессий на железной дороге.

·        Обеспечить через ознакомление дошкольников с основными профессиями железнодорожного транспорта знакомство с группой смежных профессий.

·         Создать условия для формирования у детей социальных навыков и норм поведения в процессе совместной деятельности.

·        Активизировать работу по пропаганде правил безопасного и этичного поведения на железнодорожном транспорте.

·         Привлечь родителей к личностно-ориентированной подготовке детей для осознанного выбора будущей железнодорожной специальности.

·        Обобщить опыт работы дошкольной организации по теме: «Ознакомление детей с железной дорогой и трудом железнодорожников».

·         Создать информационный банк ресурсного материала по вопросам ранней профориентации дошкольников на железнодорожные профессии в совместной работе с социальными партнёрами.

                                                                                                                                       Концептуальные основы проекта:

·        Деятельностный подход.

·        Позитивный центризм - формирование активной жизненной позиции у детей.

·        Гендерный принцип.

·        Интеграция образовательных областей.

Формы работы с детьми по ранней профориентации и ознакомлению с миром профессий железнодорожного транспорта.

Непосредственно

образовательная деятельность

Образовательная деятельность,

осуществляемая в ходе

Режимных процессов.

Самостоятельная деятельность детей.

Проектная деятельность.

Ситуативный разговор.

Разговор с родителями о профессии.

Рассматривание иллюстративного материала на железнодорожную тематику

Фото-Экскурсии на железнодорожный вокзал.

Словотворчество.

Беседы.

 

Беседы о профессии родителей.

Конструирование

Чтение художественной литературы.

Проблемные ситуации.

Изготовления альбома «Моя железнодорожная семья».

Наблюдение за процессом труда железнодорожника (презентация).

 

Сюжетно – ролевые игры

Театральные игры

Рассказ воспитателя

Развивающие игры

Встреча с интересными людьми

Дидактические игры

Викторины. КВН. Квесты.

Исследование

Праздники и развлечения.

Экспериментирование

 

Продуктивная деятельность

Просмотр Видео фильмов, презентаций.

Слушание аудио записей и CD дисков.

 Хочу такой сайт

Планируемые результаты.

1. Знакомство дошкольников с железнодорожными профессиями (машинист локомотива, диспетчер, составитель, осмотрщик вагонов, проводник, контролёр) не только расширит общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и сформирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, будет способствовать ранней профессиональной ориентации.

2. Проводимая в дошкольном возрасте профориентационная работа, станет основой, на которой, возможно, и будет строиться вся последующая работа по профессиональному самоопределению далее в системе общего образования.

3. У детей сформированы устойчивые навыки безопасного поведения в любой ситуации на железной дороге.

Этапы проекта

 

1. Подготовительный этап проекта.

·        Подбор литературы по теме проекта.

·         Подбор открыток, иллюстраций, фото для оформления дидактических игр и альбомов на данную тему.

·         Подбор аудиозаписей песен о железной дороге.  Создание фонотеки музыкальных произведений.

·        Изготовление атрибутов, макетов к режиссерским играм о железной дороге.

·         Подбор художественной и научно – познавательной литературы на тему «Железной дороги». 

·        Создание презентаций по теме проекта.

·         Подбор дидактических и подвижных игр по данной теме.

2.Содержательный этап проекта.

   Воспитатель и дети

·        Знакомство с профессиями железнодорожников (машинист поезда,

диспетчер пути, дефектоскопист, осмотрщик вагонов, проводник вагона, начальник поезда, начальник вокзала).

·         Сбор информации для сборника железнодорожных сказок «Сказочные

приключения на железной дороге»: совместное словотворчество с семьями.

·        Подготовка к театральной постановке «Встреча на железнодорожном

вокзале».

·        Игры на закрепление правил безопасного поведения на железной дороге и

железнодорожном транспорте.  Знакомство с понятием «Переезд».

·        Составление настольной игры - бродилки «Путешествие по стране

железнодорожной магистрали».

·        Организация выставок творческих работ «Мы будущие

железнодорожники».  Железная дорога – детям не игрушка».

·        Экскурсии на железнодорожный вокзал и в музей локомотивного депо с

родителями, в том числе виртуальные экскурсии.

·        Подготовка к проведению театральной постановки «Школа маленьких

железнодорожников или «Приключение железнодорожных знаков».

·        Мультимедийные презентации: «Как вести себя в поезде и на вокзале».

·        Совместные мероприятия с социальными партнёрами: с детьми разных

возрастных групп: праздник «Паровозик из Ромашкова», театральная постановка варежкого кукольного театра на ширме «Колобок и дорога» закрепление правил безопасного поведения на железной дороге.

   Воспитатель и родители.

·        Консультации для родителей:

 «Как познакомить детей со своей профессией – профессией железнодорожника». «Как научить ребёнка правилам поведения вблизи железнодорожных объектов»

·         Семейная гостиная «В гостях трудовые династии»  

Привлечение родителей к составлению мини- коллекций, пополнению экспозиций мини-музея.

·        Оформление мини – центра профориентации с фотоматериалами,

видеозаписями.

·         Фотовыставка «Все профессии важны».

·        Привлечение родителей к составлению мини- коллекций, пополнению

экспозиций мини-музея.

·        Стендовая информация: «Научите детей, как надо вести себя на железной 

дороге». «Поездка с ребёнком? Не волнуйтесь – всё пройдёт благополучно!» – советы родителям.

·        Копилка добрых дел – отзывы и благодарности родителям.

Родители и дети

·         Книгоиздательская деятельность – словесное творчество (составление

сборника железнодорожных сказок: книжек - самоделок о железной дороге).

·        Организация литературно- художественного музея.

«От паровоза до сапсана»

·        Художественно – творческая деятельность – организация выставки

семейного творчества: «Пусть повсюду и всегда по рельсам мчатся поезда!».

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».