16.09.2024
Содержание проекта направлено на
формирование у детей интереса к железной дороге и знаний о профессиональной
деятельности взрослых. Знакомство с железнодорожными
профессиями расширит общую осведомлённость об окружающем мире и кругозор детей,
а также сформирует у них определённый элементарный опыт профессиональных
действий.
В дошкольные годы дети проявляют
живой интерес к труду взрослых. Поэтому
для создания положительного отношения детей к труду на железной дороге
важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное
соприкосновение с их трудом.
Проблема проекта.
В процессе работы с детьми по ознакомлению
с трудом железнодорожников я заметила недостаточный уровень знаний детей о
профессиях работников железной дороги, о истории возникновения железнодорожного
транспорта, о вокзале, его помещениях, их названиях и назначении, о видах Ж/Д
транспорта, о правилах безопасного поведения на железной дороге. Анализируя
имеющиеся теоретические и практические материалы, обратила внимание, что данная
проблема недостаточно освещена. А так
как эти знания являются первым этапом в работе по ранней профориентации
дошкольников, то данный вопрос стал одним из приоритетных направлений в моей
работе.
Для решения этой проблемы был разработан
проект, получивший название «Жил да был паровоз». Проект строился с учётом возрастных
особенностей, уровня представлений детей о труде железнодорожников, зоны их
ближайшего развития. Содержание проекта направленно на формирование у детей
интереса к железной дороге и знаний о профессиональной деятельности взрослых.
Тип проекта: Познавательно –
творческий. Долгосрочный.
Участники
проекта:
воспитатель, дети старшей группы, родители воспитанников.
Цель проекта:
·
Создание
адаптированной системы работы с дошкольниками по организации ранней
профессиональной ориентации на железнодорожные профессии посредством
взаимодействия воспитанников, педагогов и родителей с социумом.
Задачи проекта:
·
Познакомить
дошкольников с многообразием профессий на железной дороге.
·
Обеспечить
через ознакомление дошкольников с основными профессиями железнодорожного
транспорта знакомство с группой смежных профессий.
·
Создать условия для формирования у детей
социальных навыков и норм поведения в процессе совместной деятельности.
·
Активизировать
работу по пропаганде правил безопасного и этичного поведения на железнодорожном
транспорте.
·
Привлечь родителей к личностно-ориентированной
подготовке детей для осознанного выбора будущей железнодорожной специальности.
·
Обобщить
опыт работы дошкольной организации по теме: «Ознакомление детей с железной
дорогой и трудом железнодорожников».
·
Создать информационный банк ресурсного
материала по вопросам ранней профориентации дошкольников на железнодорожные
профессии в совместной работе с социальными партнёрами.
Концептуальные основы проекта:
·
Деятельностный подход.
·
Позитивный центризм - формирование активной
жизненной позиции у детей.
·
Гендерный принцип.
·
Интеграция образовательных областей.
Формы работы с детьми по ранней профориентации
и ознакомлению с миром профессий железнодорожного транспорта. |
||
Непосредственно образовательная
деятельность |
Образовательная
деятельность, осуществляемая в
ходе Режимных
процессов. |
Самостоятельная деятельность детей. |
Проектная деятельность. |
Ситуативный разговор. |
Разговор с родителями о профессии. |
Рассматривание иллюстративного материала на
железнодорожную тематику |
||
Фото-Экскурсии на железнодорожный
вокзал. |
Словотворчество. |
|
Беседы. |
|
Беседы о профессии родителей. |
Конструирование |
||
Чтение художественной литературы. |
Проблемные ситуации. |
Изготовления альбома «Моя
железнодорожная семья». |
Наблюдение за процессом труда
железнодорожника (презентация). |
Сюжетно –
ролевые игры Театральные игры |
|
Рассказ воспитателя |
Развивающие игры |
|
Встреча с интересными людьми |
Дидактические игры |
|
Викторины. КВН. Квесты. |
Исследование |
|
Праздники и развлечения. |
Экспериментирование |
|
Продуктивная деятельность |
||
Просмотр Видео фильмов, презентаций. Слушание аудио записей и CD дисков. |
Планируемые
результаты.
1.
Знакомство дошкольников с железнодорожными профессиями (машинист локомотива,
диспетчер, составитель, осмотрщик вагонов, проводник, контролёр) не только
расширит общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и
сформирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий,
будет способствовать ранней профессиональной ориентации.
2.
Проводимая в дошкольном возрасте профориентационная работа, станет основой, на
которой, возможно, и будет строиться вся последующая работа по профессиональному
самоопределению далее в системе общего образования.
3.
У детей сформированы устойчивые навыки безопасного поведения в любой ситуации
на железной дороге.
Этапы
проекта
1.
Подготовительный этап
проекта.
·
Подбор литературы по теме проекта.
·
Подбор открыток, иллюстраций, фото для
оформления дидактических игр и альбомов на данную тему.
·
Подбор аудиозаписей песен о железной
дороге. Создание фонотеки музыкальных
произведений.
·
Изготовление атрибутов, макетов к
режиссерским играм о железной дороге.
·
Подбор художественной и научно –
познавательной литературы на тему «Железной дороги».
·
Создание презентаций по теме проекта.
·
Подбор дидактических и подвижных игр по данной
теме.
2.Содержательный
этап проекта.
Воспитатель
и дети
·
Знакомство с профессиями железнодорожников
(машинист поезда,
диспетчер
пути, дефектоскопист, осмотрщик вагонов, проводник вагона, начальник поезда,
начальник вокзала).
·
Сбор
информации для сборника железнодорожных сказок «Сказочные
приключения
на железной дороге»: совместное словотворчество с семьями.
·
Подготовка к театральной постановке «Встреча
на железнодорожном
вокзале».
·
Игры на закрепление правил безопасного
поведения на железной дороге и
железнодорожном
транспорте. Знакомство с понятием
«Переезд».
·
Составление настольной игры - бродилки «Путешествие по стране
железнодорожной
магистрали».
·
Организация выставок творческих работ «Мы будущие
железнодорожники».
Железная дорога – детям не игрушка».
·
Экскурсии на железнодорожный вокзал и в
музей локомотивного депо с
родителями,
в том числе виртуальные экскурсии.
·
Подготовка к проведению театральной
постановки «Школа маленьких
железнодорожников
или «Приключение железнодорожных знаков».
·
Мультимедийные презентации: «Как вести
себя в поезде и на вокзале».
·
Совместные мероприятия с социальными
партнёрами: с детьми разных
возрастных
групп: праздник «Паровозик из Ромашкова», театральная постановка варежкого
кукольного театра на ширме «Колобок и дорога» закрепление правил безопасного
поведения на железной дороге.
Воспитатель и родители.
·
Консультации для родителей:
«Как познакомить детей со своей профессией – профессией
железнодорожника». «Как научить ребёнка правилам поведения вблизи железнодорожных
объектов»
·
Семейная гостиная «В гостях трудовые династии»
Привлечение
родителей к составлению мини- коллекций, пополнению экспозиций мини-музея.
·
Оформление мини – центра профориентации с
фотоматериалами,
видеозаписями.
·
Фотовыставка «Все профессии важны».
·
Привлечение родителей к составлению мини-
коллекций, пополнению
экспозиций
мини-музея.
·
Стендовая информация: «Научите детей, как
надо вести себя на железной
дороге».
«Поездка с ребёнком? Не волнуйтесь – всё пройдёт благополучно!» – советы
родителям.
·
Копилка
добрых дел – отзывы и благодарности родителям.
Родители и дети
·
Книгоиздательская деятельность – словесное
творчество (составление
сборника
железнодорожных сказок: книжек - самоделок о железной дороге).
·
Организация литературно- художественного
музея.
«От
паровоза до сапсана»
·
Художественно – творческая деятельность – организация
выставки
семейного
творчества: «Пусть повсюду и всегда по рельсам мчатся поезда!».