18.10.2024
Цель :
Ознакомление дошкольников с прошлым и настоящим железной дороги, ее ролью в жизни нашего города, всей страны. Знакомство детей с железнодорожными профессиями. Воспитание чувства гордости за родителей, работающих на железной дороге , пополнять и закреплять знания детей о железной дороге.
Образовательные задачи :
-обобщить знания детей о железной дороге, её значении ;
-закрепить представление о железнодорожном транспорте ;
-продолжать учить детей решать логические задачи ;
-формировать умение работать в коллективе, помогать и поддерживать друг друга ;
-формировать патриотические чувства на основе беседы о родной стране, о родном городе.
Развивающие:
-развивать зрительное и слуховое внимание, память, восприятие,логическое мышление;
-развивать конструкторские и творческие способности ;
-развивать познавательный интерес ;
-формировать интерес к железнодорожным профессиям ; -развивать у детей интерес к природе.
Воспитательные :
-воспитывать у детей интерес к познавательной деятельности ;
-воспитывать умение доводить начатое дело до конца и добиваться успеха ;
-воспитывать доброжелательность,отзывчивость, умение действовать коллективно ;
-воспитывать уважение к труду железнодорожников ; –воспитывать любовь и уважение к своей Родине.
Предварительная работа:
чтение художественных произведений , стихов о железной дороге, изучение детских энциклопедий о транспорте, фото экскурсии на железную дорогу и в железнодорожный музей, участие в конкурсах,работа по ИЗО по данной теме.
Оборудование:
- презентация «От прошлого к будущему », «Профессии железнодорожные «, «Здравствуй, лето!» иллюстрации о железной дороге,о Москве, о Воронеже ; картинки со слогами (ва- гон, вок –зал и др.) для игры "Собери слово". Тризовская игры «Хорошо – плохо". Материал для работы по аппликации, магнитная доска с магнитами; макет –«Железная дорога «(светофор, семафор, поезд), . Магнитофон; ритмичная музыка для игры с паровозиками; запись «Пение птиц», «Уголок леса» ,звук движущего поезда, шарик воздушный, телевизор;
Ход занятия
Звучит веселая музыка дети входят в зал.
Воспитатель:
Отчего так много света?
Отчего вдруг так тепло?
Оттого, что это лето
На всё лето к нам пришло.
Воспитатель:
- А какое время года было перед летом, а какое будет после лета! - Назовите месяцы лета. А вы любите лето? -По каким признакам мы определяем, что наступает лето? -Лето –это «Хорошо или плохо «(игра ТРИЗ). -Сейчас ребята нам расскажут стихотворения про лето! -А мы посмотрим,что же такое ЛЕТО (просмотр презентации «Здравствуй,лето!»). -Дети читают стихи (меняются слайды на экране).
Здравствуй ,лето!
Здравствуй ,лето!
Здравствуй ,лето!
Ярким солнцем всё согрето.
Это ягоды, цветы, Все деревья и кусты. Это хрупкие берёзы,
Это дождик, это грозы,
Это лёгкий ветерок
Открывает сто дорог.
Это речка,это море,
Это солнце золотое.
Это пение соловья,
Это Родина моя!
Воспитатель:
Как прекрасна наша Родина!
-А как называется страна, в которой мы живем? -Россия какая? (приём ТРИЗ) - Это наша бескрайняя Родина - Россия! Россия является самой большой и одной из богатейших стран.
-Игра –«Ромашка »
- Пословицы о России.
Воспитатель:
У каждой страны есть свой герб, флаг, гимн. (Дети читают стихи) Просмотр презентации о Родине. - Столица нашей Родины? Беседа о столице, дети рассматривают иллюстрации (Красная площадь, вокзалы, храмы, театры, музеи, картины Третьяковской галереи).
Воспитатель:
Большая Родина – Россия, а малая – Воронеж.
Презентация о Воронеже (слайды на экране).
Стихи о Воронеже .
Воспитатель:
Давайте нарисуем нашу прекрасную Родину, мир в котором мы живём! (Воспитатель, с помощью волшебной палочки, превращает детей в художников, даёт им разноцветные ленты, дети «рисуют» – танец «Я рисую на окне «) .
Дети рассматривают свои рисунки на стенде.
-Раздаётся звук проходящего поезда и в это время в зал входит дежурный по вокзалу ., он приносит детям приглашение на конкурс
«Юные железнодорожники ».
Воспитатель:
Почему нас пригласили на конкурс? (Наш сад – железнодорожный, наши родители работают на железной дороге). -А вы хотите работать на Ж/Д, как ваши родители? -Давайте откроем конверт и посмотрим, что там, в конверте находятся буквы РЖД (письмо в электронном виде - на экране, дети читают)
-Что они обозначают (Российские железные дороги).
Дети правильно выкладывают буквы и читают стихи :
«РЖД –наша гордость и сила, Вот могущество нашей страны.
Воспитатель:
- Какой есть транспорт? (наземный,воздушный,водный, подземный). -Какой вид транспорта самый безопасный? Почему?
-Чтобы поехать на конкурс нужно хорошо подготовиться. В этом нам поможет необычная железная дорога. Но,чтобы туда попасть, нам необходимо выполнить следующее задание :
-Работа с логическими блоками Дьенеша (по кодовым карточкам собрать паровозик, на котором дети поедут на необычную Ж/Д. -Дети выполняют работу, рассказывают о кодовых карточках, о схеме. признаках по которым отличаются блоки.
Игра с палочками Киюзенера
Дети стают паровозиком (номер вагона соответствует цветному числу) поезд оправляются к макету. (Под музыку «Паровоз Букашка «. -Воспитатель приглашает детей подойти к макету железной дороги.
Воспитатель:
- Она необычная, потому что приготовила для вас задания. На каждой станции вас ждёт новое задание.
Беседа о железной дороге :
Дети читают стихи Н. Мухиной
Железная дорога сверкает огоньками !
Железная дорога
Сверкает огоньками
Как яркая гирлянда
.Всех радует веками.
Как добрый, светлый праздник
В дорогу позовет.
В прекрасное далекое
Она нас повезет.
Раскинутся просторы
Моей родной страны.
Поля, леса и реки,
Огромные мосты.
Цветы ромашки белой
И синий василек.
Летит наш скорый поезд
С Юга на Восток.
Покажутся в окошке
Большие города -
Елец, Тамбов, Воронеж -
Прекрасные места.
И радостно, и весело
На сердце у меня.
Железная дорога -
Это любовь моя!
Железные дороги, как ниточки бегут
Железные дороги,
Как ниточки, бегут.
Был поезд наш в Москве родной,
А вот сегодня - тут.
В Воронеже встречаем мы
Гостей своих, друзей.
Расскажут о столице нам,
И станет веселей.
А летом, на каникулы,
Теперь поедем мы
От самого Воронежа
И прямо до Москвы.
По ниточка, по ниточкам
Железным мы летим.
Спасибо Вам, за труд такой,
Воспитатель:
-Что такое Ж/Д?
-Как она называлась раньше?
-Кто работает на Ж/Д?
-Как называется наша Ж/Д?
- Кого и что она перевозит?
- Какие вы знаете поезда?
Чем они отличаются?
-Какие локомотивы?
-Как нужно себя вести на Ж/Д?
Воспитатель:
И так в путь (поезд едет по Ж/Д и останавливается)
1. Станция «Историческая »
2. История развития Ж/Д.
Презентация «От прошлого к будущему »
Воспитатель читает стихи «От прошлого к будущему »
Н. Мухиной
2. Станция «Профессиональная»
Дети рассматривают иллюстрации «Железнодорожные профессии ». Загадки.
Игра «Найди свою пару «(составить слово из слогов по Ж/Д теме).
-Какие Ж/Д профессии вы знаете? Их функции и задачи.
Читают стихи Н. Мухиной :
Машинист
Рано утром папа встанет,
Поцелует крошку - дочь,
И уходит на работу –
Должен людям он помочь.
Машинист зайдет в кабину,
Точно даст сигнал,
Змейкой двинется с вокзала
Поезда состав.
Поплывет вокзал в окошке,
Пропадет перрон.
Закачается, как в сказке,
Голубой вагон.
Он бежит сквозь дни и ночи,
Сквозь дожди и снег:
- Машинист, будь осторожен,
В ответе ты за всех!
Мамина работа
К маме на работу
Иду сегодня Я.
На станции работает
Мамочка моя.
Она встречает поезда
И провожает их.
Ах, как же я люблю, друзья,
Всегда смотреть на них.
Железная дорога –
В стране важней всего!
Железная дорога –
В стране важней всего.
Не можем без нее мы,
Не можем ничего.
Везет товарный поезд
И уголь и дрова.
И будет всем теплее,
И не страшна зима!
Везет нам и продукты,
И множество вещей:
Для мамы, папы, бабушки
И даже - малышей.
Не близко, а далеко
Мои друзья живут.
Возьму билет на поезд
И вечером - я тут.
Нам проводник вагона
Расскажет, что к чему.
Купе покажет, место -
Вдруг сам я не пойму ...
Хозяйкою вагона,
Зовут ее друзья.
Поверьте, ведь в дороге,
Нам без нее нельзя.
Все знают точно, четко,
Когда приедем мы.
Где город, где деревня
И долго ль до Москвы?
Стрелою поезд мчится,
Стучат колеса влад.
Мелькают за окошками
Иль город, или сад.
Железные дороги
Летят во все концы.
Как жаль, что не придуманы
Им тоже бубенцы.
3. Станция «Лесная »
Дети любуются красотой природы и замечают, что на одной поляне нет цветов. Почему? (Люди небрежно относятся к родной природе). Природу надо беречь и охранять. Рассказ о Красной книге, о Пришвине М.М.
Дети предлагают сделать цветы своими руками, порадовать полянку и подарить ей эти цветы. Дети выполняют работу, отдают частичку своего тепла цветку и кладут его на полянку и она «оживает «.
Танец «Ромашек ».
Воспитатель:
Вот и подошло наше путешествие к концу, вы достойно выполнили все задания и теперь можно ехать на конкурс. Я надеюсь, что вы станете хорошими железнодорожниками!
Дети читают стихотворение Н. Мухиной
Достойная смена
Летят года, недели
Стремительно - стрелою.
Железная дорога –
мечта для нас
С тобою!
Преодолеть преграды,
Мы сможем без труда.
Стать железнодорожниками -
Великая мечта!
За светлою мечтою
Шагаем мы вперед
Настанет день -
Дорога нас тоже позовет.
Мы учимся, стараемся
И нет пути назад.
Достойную замену
Готовит детский сад.
Воспитатель:
Вам понравилось путешествие? Что понравилось больше всего?
Что нового вы узнали?
-В добрый путь, дорогие ребята, победы вам на конкурсе! (Дети возвращаются на «поезде »в свой любимый детский сад).