17.09.2024
|
Познавательное развитие |
Речевое развитие |
Социально - коммуникативное |
Художественно - эстетическое |
1 неделя месяца |
2 неделя месяца |
3 неделя месяца |
4 неделя месяца |
|
Сентябрь |
1.Первая железная дорога. Историческая страничка Цель: познакомить
детей с историей возникновения железнодорожного транспорта; развивать желание
узнавать новое об истории железной дороги; воспитывать интерес к технике. 2.
Игровая образовательная ситуация «Мои
родители – железнодорожники» Цель: выявить знания
детей о профессиях работников железной дороги; упражнять в умении составлять
небольшие рассказы из личного опыта; воспитывать уважение к труду
железнодорожников. |
1.Составление
рассказа на тему «Мы будущие железнодорожники». Цель: на основе
имеющихся знаний учить детей составлять творческие рассказы. Развивать
воображение, творческую активность, расширять словарный запас. 2.С/игра
«Составь предложение» Цель: учить детей из
предложенного количества слов составить предложение, поставив их в правильном
порядке. Расширять словарный запас, активизировать речь. |
1.Рассказ о
работнике железнодорожного транспорта (Машинистом). Цель: познакомить
детей с профессией машиниста. Учить детей поддерживать ход беседы, задавая
вопросы и отвечая на них. Воспитывать культуру общения. |
1.Художественный клуб. «Поезд из прошлого». Цель: инициировать
поиск изобразительно – выразительных средств, для создания сюжетов,
отражающих паровозы прошлого века.
Развивать воображение, любознательность, уверенность в реализации
самых интересных замыслов. |
Октябрь |
1.Квест игра «Путешествие по
железнодорожному вокзалу» Цель: расширять
знания детей о вокзале, его помещениях, их названиях и назначении. 2.Технологический
Кванториум. Проектирование Ж/Д вокзала. Цель: знакомить детей
различными видами зданий, переходов, строений на Ж/Д вокзале. Развивать
умение составлять чертёж – проект, пользоваться технологической картой, совершенствовать
навыки вырезывания деталей и приклеивания их на основу. Развивать конструктивные способности,
зрительное восприятие, воображение. |
1.Лексико –
грамматическая игра. «Встреча на
вокзале» Цель:
совершенствовать умение детей отвечать на вопросы: что? (предмет). Какой? (признак).
Что делает? (ют) (действие). 2.Пересказ
рассказа «Непослушный вагон» Т.И. Михайлова. Цель: учить
пересказывать текст рассказа последовательно и без повторений, выразительно
передавая текст персонажей. Правильно, полными предложениями отвечать на
вопросы по содержанию текста. Расширять словарный запас железнодорожной
терминологией. |
1.Экскурсия на
железнодорожный вокзал. Цель: уточнить и
закрепить знания детей о железнодорожном вокзале. Продолжать знакомить детей
с профессиями работников железной дороги (кассир, диспетчер, дежурный по
станции). Познакомить с территорией вокзала, её объектами, зданиями,
переходами. Воспитывать уважение к труду работников. 2.Сюжетно –
ролевая игра «Железнодорожный вокзал» Цель: способствовать
умению детей придумывать и разыгрывать игровой сюжет в коллективной
игре. Распределять роли и действовать
в соответствии с взятой на себя ролью, договариваться между собой.
Воспитывать нравственные качества. |
1.Творческая
лаборатория «Новый железнодорожный вокзал нашего города» Цель: познакомить
детей со способом модульной аппликации (мозаика). Вызвать интерес к созданию
«каменной» конструкции на площади вокзала изобразительно – выразительными
средствами. Формировать умение планировать свою работу и технологично
осуществлять замысел. Развивать чувство композиции. |
Ноябрь |
1.Игровая
образовательная ситуация «Деловой железнодорожник». Цель: Обогащать представления
детей о видах Ж/Д транспорта, закреплять умение классифицировать
железнодорожные составы; развивать логическое мышление, активизировать
словарь. |
1.Ознакомление с малыми фольклорными
формами. «Вагончик загадок». Цель: знакомить детей
с загадками, пословицами на железнодорожную тематику. Воспитывать умение
понимать переносное значение слов и словосочетаний. 2.Лексико –
грамматическая игра «Расскажи, что видишь» Цель: упражнять детей
в составлении описательного рассказа. Активизировать словарь, развивать
связную речь. |
1.Игровой клуб
«Что? Где? Когда? Цель: расширять
представления детей о работе РЖД. Через решение проблемных ситуаций, тестовых
и игровых заданий закреплять знания детей о поведении пассажиров в железнодорожном
транспорте, назначении разных видов поездов, о безопасном поведении на
железной дороге. |
1.Театрализованная
постановка «Путешествие в страну железнодорожной магистрали» Цель: продолжать
знакомство с железной дорогой, железнодорожными профессиями, правилами
безопасного поведения на железной дороге. Развивать сценическое
мастерство. |
Декабрь |
1.Игровой клуб
«Путешествие в страну «РЖД» Цель: способствовать
умению детей решать проблемные ситуации, находить правильный выход из них.
Развивать внимание, сообразительность, любознательность. |
1.Лексико –
грамматическая игра «Путаница» Цель: учить детей исправлять
предложения по смыслу. 2.С/игра
«Сказочные приключения на железной дороге». Цель: упражнять детей
в коллективном составлении историй по началу, предложенному педагогом. Учить
придумывать предложения по очереди, придумывая своё продолжение истории и
передавать его по цепочке. |
1.Виртуальная
экскурсия в музей железнодорожного транспорта. Цель: Обогащать
знания детей об истории Российской Железной дороги. Закреплять представления
детей о значимости железнодорожного транспорта в жизни страны. Воспитывать
чувство гордости за труд работников железной дороги. 2. Акция «Моя
страничка- Мы из будущего» Цель: способствовать
умению детей отражать свой социальный опыт
в словесном и изобразительном творчестве. Направить детей на самостоятельное
оформление индивидуальной странички в групповом альбоме. Развивать творческую
активность, познавательные интересы. |
1.Территория технологических
изобретений. «Поезд будущего» Цель: вызвать интерес
к изображению разных поездов и передвижения их по просторам нашей Родины.
Направить детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических
образов (пластическими, графическими или аппликативными средствами).
Развивать воображение и умение переносить знакомые способы работы в новую
творческую ситуацию. Формировать познавательные интересы. |
Январь |
1.«Лего– клуб»
«Поезд будущего» Цель: на основе
имеющихся знаний о железнодорожном транспорте совершенствовать умение детей
планировать свою деятельность в коллективе, продолжать развивать навыки
работы с конструкторами разных систем. |
1.Составление
рассказа по сюжетной картинке. «Происшествие на станции». Цель: упражнять в
составлении сюжетного рассказа по картинке, соблюдая последовательность,
точность и выразительность, составлять словосочетания с заданными словами,
тренировать в словообразовании. 1.Лексико –
грамматическая игра «Назови одним словом». Цель: упражнять детей
в умении классифицировать предложенные предметы – картинки по свойствам,
качествам, признакам и способам обобщения называть их. Активизировать
словарь. Развивать психические процессы. |
1.Встреча с
работником железнодорожного транспорта (проводником) Цель: продолжать
знакомить детей с железнодорожными профессиями. Учить поддерживать беседу,
задавать вопросы, рассуждать, отвечать на вопросы. Воспитывать культуру
общения. |
1.Квант
изобретательных конструкций. «Ремонтная
бригада». Конструирование из природного и бросового материала. Цель: продолжать
знакомить детей различными видами локомотивов и поездов. Совершенствовать умения и навыки в работе с
природным и бросовым материалом. Вызвать интерес к экспериментированию с
формой, к составлению сюжетной композиции. |
Февраль |
Игровая
образовательная ситуация «Правила безопасного поведения на железной дороге». Цель: закреплять
знания детей о правила безопасного поведения на железной дороге. Упражнять в
навыках правильного поведения в поезде и на вокзале. Воспитывать желание
выполнять. |
1.Заучивание
стихотворения «Путями –
дорогами» С. Я. Маршак. 2. Словесная
игра «Потому что» Цель: на примере
предложенных ситуаций учить детей объяснять, почему так нельзя поступать.
Закреплять правила безопасного поведения на железной дороге и правила
поведения в поезде. |
1.Сюжетно –
ролевая игра «Железная дорога» Цель:
способствовать
активизации детского социального опыта в коллективной игре. Совершенствовать
умение организовывать игровой сюжет, подбирать оборудование, атрибуты,
игрушки – заместители. Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи. . |
1.Театрализованная
постановка «Школа маленьких железнодорожников» Цель: В игровой форме
обобщить и систематизировать представления детей о способах передвижения
человека по железной дороге, закрепить правила безопасного поведения на
железной дороге. Развивать актёрское мастерство, речевую активность,
любознательность. |
Март |
1.Квест игра
«Приключение железнодорожных знаков». Познакомить
детей с железнодорожными знаками. Упражнять детей в безопасном поведении на
железной дороге. |
1.Игровой тренинг «Интервью с
пассажиром». Цель: закреплять
знания детей о правилах поведения в поезде. 2. Лексика –
грамматическая игра «Подбери слова» Цель: упражнять детей
в выборе из количества картинок, с изображением инструментов, соответствующих железнодорожной профессии. Учить
обосновывать свой выбор, рассуждать, доказывать. |
1.Встреча с
работником железнодорожного транспорта (слесарем –ремонтником) Цель: продолжать
знакомить детей с железнодорожными профессиями, их особенностями,
назначением. Развивать интерес, любознательность, желание узнавать новое.
Воспитывать уважение к труду железнодорожников. |
1.Лепная
технология. Создание мультфильма. «Забавное
происшествие на железной дороге» Цель: формировать у
детей элементарное представление о мультипликации, расширять представление о
железнодорожных профессиях взрослых.
Закреплять правила безопасного поведения на железной дороге. Развивать
творческие способности у детей при создании мультфильмов средствами
продуктивной деятельности. Воспитывать умение детей работать в малых группах,
договариваться между собой; воспитывать уважение к деятельности других. |
Апрель |
1.НОД
«Железнодорожный музей». Цель: Обогащать
знания детей об истории Российских железный дорог. Закреплять представления
детей о значимости железнодорожного транспорта в жизни страны. Воспитывать
чувство гордости за родителей, работающих на железной дороге. |
1.Конкурс
чтецов. «Железная
дорога». Цель: расширять
познавательный интерес. Развивать речевую активность. Способствовать
пониманию важности железнодорожных профессий в системе работы РЖД. 2.Лексико –
грамматическая игра «Придумай больше слов» Цель: упражнять детей
в придумывании слов на железнодорожную тематику на одну букву. Активизировать
словарь. Развивать память речевую активность. |
1.Виртуальная
экскурсия в локомотивное ДЕПО. Цель: познакомить
детей с мастерскими, в которых ремонтируют локомотивы, ремонтным
оборудованием, разнообразием рабочего инструмента. Развивать
наблюдательность, любознательность, интерес к профессиям. Воспитывать
желание выбрать железнодорожную профессию и стремиться стать
железнодорожником. |
1.Клуб
интегративных идей. «Железнодорожные
фантазии» Цель: направить детей
на самостоятельный поиск способов создания фантастических железнодорожных
объектов, сюжетов и образов пластическим, графическим или аппликативными
средствами. Инициировать создание коллективной композиции из поделок,
конструкций, рисунков. Развивать
воображение, любознательность, уверенность в реализации самых смелых
замыслов. |
Май |
1.НОД «Война и
железная дорога». Цель: познакомить
детей с событиями в период ВОВ, связанные с необходимостью железной дороги.
Показать важность железной дороги для победы. Воспитывать чувство гордости за
причастность к железной дороге. |
1.Чтение научно
– познавательной литературы.
«Железнодорожный транспорт в годы ВОВ» Цель: познакомить
детей с информацией, отражающей факты, события, эпизоды из героического
прошлого железнодорожного транспорта и его участия в военных действиях в годы
великой отечественной войны. |
1.Виртуальная экскурсия. «Всё для фронта, всё для победы» Цель: познакомить
детей с информацией о ветеранах–
железнодорожниках, совершивших военный подвиг в годы ВОВ. Воспитывать безграничное уважение к
героическому прошлому ветеранов железнодорожников, воспитывать нравственные
качества. 2.Массовыйфлешмоб «Мы помним, мы гордимся». |
1.Изобразительная
студия «Санитарный эшелон». Цель: продолжать
знакомить детей с информацией об участии разных военных железнодорожных
составов в военных сражениях. Закреплять изобразительные навыки.
Активизировать словарь детей: санитарный, эшелон. Помочь проникнуться с
пониманием в глубину военных лет. Воспитывать чувство сострадания и скорби к
погибшим советским солдатам. |
Итоговый
этап проекта.
·
Создание сборника железнодорожных сказок
«Сказочные
приключения
на железной дороге»
·
Оформление выставок детского творчества: «Мы будущие
железнодорожники».
Железная дорога – детям не игрушка».
·
Фотовыставка «Моя железнодорожная семья».
·
Театральная постановка варежкого
кукольного театра на ширме «Встреча
на
железнодорожном вокзале» (Закрепление правил безопасного поведения на железной
дороге) для детей младшего дошкольного возраста.
·
Презентация настольной игры - бродилки «Путешествие по стране
железнодорожной
магистрали».
·
Театрально – музыкальное представление «Школа
маленьких
железнодорожников
или «Приключение железнодорожных знаков».
·
Праздник «Паровозик добрых дел».
·
Экскурсия на Железнодорожный вокзал.
Заключение.
Значение периода дошкольного детства
неоценимо в целом для развития личности ребенка. Подводя итоги проделанной работы, хочу
отметить положительную динамику в следующих направлениях:
У детей сформированы представления,
навыки, умения, отношение к труду железнодорожников.
Представления:
ü о
роли труда железнодорожников.
ü
о
разнообразии железнодорожных профессий.
ü
о
роли современной техники в трудовой деятельности железнодорожников.
ü
обобщенное
представление о связи труда людей разных профессий.
ü о том, где и кем работают родители и в чем
ценность их труда.
Познавательные,
речевые, игровые и трудовые компетентности:
ü Умеет строить схематическую (и мысленную)
модель трудового процесса.
ü Умеет самостоятельно приобретать знания о
труде железнодорожников.
ü Соотносит результаты труда, набор трудовых процессов
с названием профессии.
ü Пользуется речью, как доказательством суждений
о видах труда, профессиях.
ü Владеет соответствующим словарем - профессия,
материал, инструменты и т.д.
ü Включает
в игровой процесс деятельность людей железнодорожных профессий;
ü Использует предметы-заместители в качестве
атрибутов для сюжетно-ролевых игр железнодорожных направлений.
Умения:
ü Переносит
знания о взаимоотношениях в труде на детскую деятельность.
ü Знает
и называет различные виды железнодорожного транспорта, его назначение.
ü Знает
стихи, загадки, песни на железнодорожную тематику.
ü Активен в различных играх на железнодорожную
тематику.
ü Умеет рассказать о транспортной среде
окружающего микрорайона (вокзал, виадук, транспортный узел).
ü Знает и умеет объяснить правила поведения на
железнодорожном транспорте.
ü Знает и
называет знаки "железнодорожный переезд" и др.
Отношение к труду железнодорожников:
ü Проявляет
устойчивый интерес к железнодорожным профессиям.
ü Испытывает чувство уважения и благодарности к
людям, создающим своим трудом разнообразные ценности, необходимые человеку.
Реализация
проекта позволит:
ü Содействовать
внедрению современной системы трудового обучения и воспитания в дошкольных
образовательных учреждениях.
Таким
образом, анализ воспитательно – образовательного процесса по ознакомлению
дошкольников с трудом железнодорожников показал, что у детей сформирована система знаний,
связанных с трудом на железной дороге, с
правилами безопасного поведения на железной дороге и её
значением для жизни современного
общества. Дети проявляют активный интерес и уважение к людям труда,
желание подражать и ценить их труд.