Проект по ранней профориентации "Жил да был паровоз".
Содержание
проекта направлено на формирование у детей интереса к железной дороге и знаний
о профессиональной деятельности взрослых. Знакомство с железнодорожными
профессиями расширит общую осведомлённость об окружающем мире и кругозор детей,
а также сформирует у них определённый элементарный опыт профессиональных
действий.
В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых. Поэтому
для создания положительного отношения детей к труду на железной дороге
важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное
соприкосновение с их трудом.
Проблема проекта.
В процессе работы
с детьми по ознакомлению с трудом железнодорожников я заметила недостаточный
уровень знаний детей о профессиях работников железной дороги, о истории возникновения железнодорожного транспорта, о
вокзале, его помещениях, их названиях и назначении, о видах Ж/Д транспорта, о правилах
безопасного поведения на железной дороге. Анализируя имеющиеся теоретические и
практические материалы, обратила внимание, что данная проблема недостаточно
освещена. А так как эти знания являются первым этапом в работе по ранней
профориентации дошкольников, то данный вопрос стал одним из приоритетных
направлений в моей работе.
Для решения этой проблемы был разработан проект, получивший название «Жил да был паровоз».
Проект строился с учётом возрастных особенностей, уровня представлений
детей о труде железнодорожников, зоны их ближайшего развития. Содержание
проекта направленно на формирование у детей интереса к железной дороге и знаний
о профессиональной деятельности взрослых.
Тип проекта: Познавательно –
творческий. Долгосрочный.
Участники проекта: воспитатель, дети
старшей группы, родители воспитанников.
Цель проекта:
· Создание адаптированной
системы работы с дошкольниками по организации ранней профессиональной
ориентации на железнодорожные профессии посредством взаимодействия
воспитанников, педагогов и родителей с социумом.
Задачи проекта:
· Познакомить дошкольников
с многообразием профессий на железной дороге.
· Обеспечить через
ознакомление дошкольников с основными профессиями железнодорожного транспорта
знакомство с группой смежных профессий.
· Создать условия
для формирования у детей социальных навыков и норм поведения в процессе
совместной деятельности.
· Активизировать работу по
пропаганде правил безопасного и этичного поведения на железнодорожном
транспорте.
· Привлечь родителей
к личностно-ориентированной подготовке детей для осознанного выбора будущей
железнодорожной специальности.
· Обобщить опыт работы
дошкольной организации по теме: «Ознакомление детей с железной дорогой и трудом
железнодорожников».
· Создать
информационный банк ресурсного материала по вопросам ранней профориентации
дошкольников на железнодорожные профессии в совместной работе с социальными
партнёрами.
Концептуальные основы
проекта:
· Деятельностный подход.
· Позитивный центризм -
формирование активной жизненной позиции у детей.
· Гендерный принцип.
· Интеграция
образовательных областей.
|
Формы работы с детьми
по ранней профориентации и ознакомлению с миром профессий железнодорожного
транспорта. |
||
|
Непосредственно образовательная
деятельность |
Образовательная
деятельность, осуществляемая в ходе Режимных процессов. |
Самостоятельная
деятельность детей. |
|
Проектная деятельность. |
Ситуативный разговор. |
Разговор с родителями о профессии. |
|
Рассматривание иллюстративного материала на
железнодорожную тематику |
||
|
Фото-Экскурсии на железнодорожный вокзал. |
Словотворчество. |
|
|
Беседы. |
|
Беседы о профессии родителей. |
|
Конструирование |
||
|
Чтение художественной литературы. |
Проблемные ситуации. |
Изготовления альбома «Моя железнодорожная семья». |
|
Наблюдение за процессом труда железнодорожника
(презентация). |
Сюжетно – ролевые игры Театральные игры |
|
|
Рассказ воспитателя |
Развивающие игры |
|
|
Встреча с интересными людьми |
Дидактические игры |
|
|
Викторины. КВН. Квесты. |
Исследование |
|
|
Праздники и развлечения. |
Экспериментирование |
|
|
Продуктивная
деятельность |
||
|
Просмотр Видео
фильмов, презентаций. Слушание аудио записей
и CD дисков. |
||
1. Знакомство дошкольников с
железнодорожными профессиями (машинист локомотива, диспетчер, составитель,
осмотрщик вагонов, проводник, контролёр) не только расширит общую
осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и сформирует у них
определенный элементарный опыт профессиональных действий, будет способствовать
ранней профессиональной ориентации.
2. Проводимая в дошкольном возрасте
профориентационная работа, станет основой, на которой, возможно, и будет
строиться вся последующая работа по профессиональному самоопределению далее в
системе общего образования.
3. У детей сформированы устойчивые
навыки безопасного поведения в любой ситуации на железной дороге.
Этапы проекта
1. Подготовительный этап проекта.
· Подбор литературы по
теме проекта.
· Подбор открыток,
иллюстраций, фото для оформления дидактических игр и альбомов на данную тему.
· Подбор
аудиозаписей песен о железной дороге. Создание фонотеки музыкальных
произведений.
· Изготовление атрибутов,
макетов к режиссерским играм о железной дороге.
· Подбор
художественной и научно – познавательной литературы на тему «Железной
дороги».
· Создание презентаций по
теме проекта.
· Подбор дидактических и подвижных игр по данной теме.
2.Содержательный этап проекта.
Воспитатель и дети
· Знакомство с профессиями
железнодорожников (машинист поезда,
диспетчер пути, дефектоскопист, осмотрщик
вагонов, проводник вагона, начальник поезда, начальник вокзала).
· Сбор информации
для сборника железнодорожных сказок «Сказочные
приключения на железной дороге»:
совместное словотворчество с семьями.
· Подготовка к театральной
постановке «Встреча на железнодорожном
вокзале».
· Игры на закрепление
правил безопасного поведения на железной дороге и
железнодорожном транспорте.
Знакомство с понятием «Переезд».
· Составление настольной игры - бродилки «Путешествие по
стране
железнодорожной
магистрали».
· Организация выставок творческих работ «Мы будущие
железнодорожники».
Железная дорога – детям не игрушка».
· Экскурсии на
железнодорожный вокзал и в музей локомотивного депо с
родителями, в том числе виртуальные
экскурсии.
· Подготовка к проведению
театральной постановки «Школа маленьких
железнодорожников или «Приключение
железнодорожных знаков».
· Мультимедийные
презентации: «Как вести себя в поезде и на вокзале».
· Совместные мероприятия с
социальными партнёрами: с детьми разных
возрастных групп: праздник «Паровозик из
Ромашкова», театральная постановка варежкого кукольного театра на ширме
«Колобок и дорога» закрепление правил безопасного поведения на железной дороге.
Воспитатель и родители.
· Консультации для
родителей:
«Как познакомить детей со своей
профессией – профессией железнодорожника». «Как научить ребёнка правилам
поведения вблизи железнодорожных объектов»
· Семейная гостиная
«В гостях трудовые династии»
Привлечение родителей к составлению мини-
коллекций, пополнению экспозиций мини-музея.
· Оформление мини – центра
профориентации с фотоматериалами,
видеозаписями.
· Фотовыставка «Все
профессии важны».
· Привлечение родителей к
составлению мини- коллекций, пополнению
экспозиций мини-музея.
· Стендовая информация:
«Научите детей, как надо вести себя на железной
дороге». «Поездка с ребёнком? Не
волнуйтесь – всё пройдёт благополучно!» – советы родителям.
· Копилка добрых дел –
отзывы и благодарности родителям.
Родители и дети
· Книгоиздательская
деятельность – словесное творчество (составление
сборника железнодорожных сказок: книжек -
самоделок о железной дороге).
· Организация литературно-
художественного музея.
«От паровоза до сапсана»
· Художественно –
творческая деятельность – организация выставки
семейного творчества: «Пусть повсюду и
всегда по рельсам мчатся поезда!».