|
|
Познавательное развитие
|
Речевое развитие
|
Социально - коммуникативное
|
Художественно - эстетическое
|
|
1 неделя месяца
|
2 неделя месяца
|
3 неделя месяца
|
4 неделя месяца
|
|
Сентябрь
|
1.Первая железная дорога.
Историческая страничка
Цель: познакомить детей с историей
возникновения железнодорожного транспорта; развивать желание узнавать новое
об истории железной дороги; воспитывать интерес к технике.
2. Игровая образовательная ситуация «Мои
родители – железнодорожники»
Цель: выявить знания детей о профессиях
работников железной дороги; упражнять в умении составлять небольшие рассказы
из личного опыта; воспитывать уважение к труду железнодорожников.
|
1.Составление рассказа на тему «Мы будущие
железнодорожники».
Цель: на основе имеющихся знаний учить
детей составлять творческие рассказы. Развивать воображение, творческую
активность, расширять словарный запас.
2.С/игра «Составь предложение»
Цель: учить детей из предложенного количества
слов составить предложение, поставив их в правильном порядке. Расширять
словарный запас, активизировать речь.
|
1.Рассказ о работнике железнодорожного транспорта
(Машинистом).
Цель: познакомить детей с профессией
машиниста. Учить детей поддерживать ход беседы, задавая вопросы и отвечая на
них. Воспитывать культуру общения.
|
1.Художественный клуб. «Поезд из прошлого».
Цель: инициировать поиск изобразительно
– выразительных средств, для создания сюжетов, отражающих паровозы прошлого
века. Развивать воображение, любознательность, уверенность в реализации
самых интересных замыслов.
|
|
Октябрь
|
1.Квест игра «Путешествие по
железнодорожному вокзалу»
Цель: расширять знания детей о вокзале,
его помещениях, их названиях и назначении.
2.Технологический Кванториум. Проектирование Ж/Д
вокзала.
Цель: знакомить детей различными видами
зданий, переходов, строений на Ж/Д вокзале. Развивать умение составлять
чертёж – проект, пользоваться технологической картой, совершенствовать навыки
вырезывания деталей и приклеивания их на основу. Развивать
конструктивные способности, зрительное восприятие, воображение.
|
1.Лексико – грамматическая игра.
«Встреча на вокзале»
Цель: совершенствовать умение детей
отвечать на вопросы: что? (предмет).
Какой? (признак). Что делает? (ют) (действие).
2.Пересказ рассказа «Непослушный вагон» Т.И.
Михайлова.
Цель: учить пересказывать текст рассказа
последовательно и без повторений, выразительно передавая текст персонажей.
Правильно, полными предложениями отвечать на вопросы по содержанию текста.
Расширять словарный запас железнодорожной терминологией.
|
1.Экскурсия на железнодорожный вокзал.
Цель: уточнить и закрепить знания детей
о железнодорожном вокзале. Продолжать знакомить детей с профессиями
работников железной дороги (кассир, диспетчер, дежурный по станции).
Познакомить с территорией вокзала, её объектами, зданиями, переходами.
Воспитывать уважение к труду работников.
2.Сюжетно – ролевая игра «Железнодорожный вокзал»
Цель: способствовать умению детей
придумывать и разыгрывать игровой сюжет в коллективной игре.
Распределять роли и действовать в соответствии с взятой на себя ролью,
договариваться между собой. Воспитывать нравственные качества.
|
1.Творческая лаборатория «Новый железнодорожный
вокзал нашего города»
Цель: познакомить детей со способом модульной
аппликации (мозаика). Вызвать интерес к созданию «каменной» конструкции на
площади вокзала изобразительно – выразительными средствами. Формировать
умение планировать свою работу и технологично осуществлять замысел. Развивать
чувство композиции.
|
|
Ноябрь
|
1.Игровая образовательная ситуация «Деловой
железнодорожник».
Цель: Обогащать представления детей о
видах Ж/Д транспорта, закреплять умение классифицировать железнодорожные
составы; развивать логическое мышление, активизировать словарь.
|
1.Ознакомление с малыми фольклорными формами.
«Вагончик загадок».
Цель: знакомить детей с загадками,
пословицами на железнодорожную тематику. Воспитывать умение понимать
переносное значение слов и словосочетаний.
2.Лексико – грамматическая игра «Расскажи, что
видишь»
Цель: упражнять детей в составлении
описательного рассказа. Активизировать словарь, развивать связную речь.
|
1.Игровой клуб «Что? Где? Когда?
Цель: расширять представления детей о
работе РЖД. Через решение проблемных ситуаций, тестовых и игровых заданий закреплять
знания детей о поведении пассажиров в железнодорожном транспорте, назначении
разных видов поездов, о безопасном поведении на железной дороге.
|
1.Театрализованная постановка «Путешествие в страну
железнодорожной магистрали»
Цель: продолжать знакомство с железной
дорогой, железнодорожными профессиями, правилами безопасного поведения на
железной дороге. Развивать сценическое мастерство.
|
|
Декабрь
|
1.Игровой клуб «Путешествие в страну «РЖД»
Цель: способствовать умению детей решать
проблемные ситуации, находить правильный выход из них. Развивать внимание,
сообразительность, любознательность.
|
1.Лексико – грамматическая игра «Путаница»
Цель: учить детей исправлять предложения
по смыслу.
2.С/игра «Сказочные приключения на железной дороге».
Цель: упражнять детей в коллективном
составлении историй по началу, предложенному педагогом. Учить придумывать
предложения по очереди, придумывая своё продолжение истории и передавать его
по цепочке.
|
1.Виртуальная экскурсия в музей железнодорожного транспорта.
Цель: Обогащать знания детей об истории
Российской Железной дороги. Закреплять представления детей о значимости
железнодорожного транспорта в жизни страны. Воспитывать чувство гордости за
труд работников железной дороги.
2. Акция «Моя страничка- Мы из будущего»
Цель: способствовать умению детей
отражать свой социальный опыт в словесном и изобразительном
творчестве. Направить детей на самостоятельное оформление
индивидуальной странички в групповом альбоме. Развивать творческую
активность, познавательные интересы.
|
1.Территория технологических изобретений. «Поезд
будущего»
Цель: вызвать интерес к изображению
разных поездов и передвижения их по просторам нашей Родины. Направить детей
на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов
(пластическими, графическими или аппликативными средствами). Развивать
воображение и умение переносить знакомые способы работы в новую творческую
ситуацию. Формировать познавательные интересы.
|
|
Январь
|
1.«Лего– клуб» «Поезд будущего»
Цель: на основе имеющихся знаний о
железнодорожном транспорте совершенствовать умение детей планировать свою
деятельность в коллективе, продолжать развивать навыки работы с
конструкторами разных систем.
|
1.Составление рассказа по сюжетной картинке.
«Происшествие на станции».
Цель: упражнять в составлении сюжетного
рассказа по картинке, соблюдая последовательность, точность и
выразительность, составлять словосочетания с заданными словами, тренировать в
словообразовании.
1.Лексико – грамматическая игра «Назови одним
словом».
Цель: упражнять детей в умении
классифицировать предложенные предметы – картинки по свойствам, качествам,
признакам и способам обобщения называть их. Активизировать словарь. Развивать
психические процессы.
|
1.Встреча с работником железнодорожного транспорта
(проводником)
Цель: продолжать знакомить детей с
железнодорожными профессиями. Учить поддерживать беседу, задавать вопросы,
рассуждать, отвечать на вопросы. Воспитывать культуру общения.
|
1.Квант изобретательных конструкций.
«Ремонтная бригада». Конструирование из природного и
бросового материала.
Цель: продолжать знакомить детей
различными видами локомотивов и поездов. Совершенствовать умения и
навыки в работе с природным и бросовым материалом. Вызвать интерес к
экспериментированию с формой, к составлению сюжетной композиции.
|
|
Февраль
|
Игровая образовательная ситуация «Правила
безопасного поведения на железной дороге».
Цель: закреплять знания детей о правила
безопасного поведения на железной дороге. Упражнять в навыках правильного
поведения в поезде и на вокзале. Воспитывать желание выполнять.
|
1.Заучивание стихотворения
«Путями – дорогами»
С. Я. Маршак.
2. Словесная игра «Потому что»
Цель: на примере предложенных ситуаций
учить детей объяснять, почему так нельзя поступать. Закреплять правила
безопасного поведения на железной дороге и правила поведения в поезде.
|
1.Сюжетно – ролевая игра «Железная дорога»
Цель: способствовать активизации
детского социального опыта в коллективной игре. Совершенствовать умение организовывать
игровой сюжет, подбирать оборудование, атрибуты, игрушки – заместители.
Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.
.
|
1.Театрализованная постановка «Школа маленьких
железнодорожников»
Цель: В игровой форме обобщить и
систематизировать представления детей о способах передвижения человека по
железной дороге, закрепить правила безопасного поведения на железной дороге.
Развивать актёрское мастерство, речевую активность, любознательность.
|
|
Март
|
1.Квест игра «Приключение железнодорожных знаков».
Цель:
Познакомить детей с железнодорожными знаками. Упражнять детей в
безопасном поведении на железной дороге.
|
1.Игровой тренинг
«Интервью с пассажиром».
Цель: закреплять знания детей о правилах
поведения в поезде.
2. Лексика – грамматическая игра «Подбери слова»
Цель: упражнять детей в выборе из
количества картинок, с изображением инструментов, соответствующих
железнодорожной профессии. Учить обосновывать свой выбор, рассуждать,
доказывать.
|
1.Встреча с работником железнодорожного транспорта
(слесарем –ремонтником)
Цель: продолжать знакомить детей с
железнодорожными профессиями, их особенностями, назначением. Развивать
интерес, любознательность, желание узнавать новое. Воспитывать уважение к
труду железнодорожников.
|
1.Лепная технология. Создание мультфильма.
«Забавное происшествие на железной дороге»
Цель: формировать у детей элементарное
представление о мультипликации, расширять представление о железнодорожных
профессиях взрослых. Закреплять правила безопасного поведения на
железной дороге. Развивать творческие способности у детей при создании мультфильмов
средствами продуктивной деятельности. Воспитывать умение детей работать в
малых группах, договариваться между собой; воспитывать уважение к
деятельности других.
|
|
Апрель
|
1.НОД «Железнодорожный музей».
Цель: Обогащать знания детей об истории
Российских железный дорог. Закреплять представления детей о значимости
железнодорожного транспорта в жизни страны. Воспитывать чувство гордости за
родителей, работающих на железной дороге.
|
1.Конкурс чтецов.
«Железная дорога».
Цель: расширять познавательный интерес. Развивать
речевую активность. Способствовать пониманию важности железнодорожных
профессий в системе работы РЖД.
2.Лексико – грамматическая игра «Придумай больше
слов»
Цель: упражнять детей в придумывании
слов на железнодорожную тематику на одну букву. Активизировать словарь.
Развивать память речевую активность.
|
1.Виртуальная экскурсия в локомотивное ДЕПО.
Цель: познакомить детей с мастерскими, в
которых ремонтируют локомотивы, ремонтным оборудованием, разнообразием
рабочего инструмента. Развивать наблюдательность, любознательность, интерес к
профессиям.
Воспитывать желание выбрать железнодорожную профессию и стремиться стать
железнодорожником.
|
1.Клуб интегративных идей.
«Железнодорожные фантазии»
Цель: направить детей на самостоятельный поиск
способов создания фантастических железнодорожных объектов, сюжетов и образов
пластическим, графическим или аппликативными средствами. Инициировать
создание коллективной композиции из поделок, конструкций, рисунков.
Развивать воображение, любознательность, уверенность в реализации самых
смелых замыслов.
|
|
Май
|
1.НОД «Война и железная дорога».
Цель: познакомить детей с событиями в
период ВОВ, связанные с необходимостью железной дороги. Показать важность
железной дороги для победы. Воспитывать чувство гордости за причастность к
железной дороге.
|
1.Чтение научно – познавательной литературы.
«Железнодорожный транспорт в годы ВОВ»
Цель: познакомить детей с информацией,
отражающей факты, события, эпизоды из героического прошлого железнодорожного
транспорта и его участия в военных действиях в годы великой отечественной
войны.
|
1.Виртуальная экскурсия. «Всё для фронта, всё для победы»
Цель: познакомить детей с информацией
о ветеранах– железнодорожниках, совершивших военный подвиг в годы
ВОВ. Воспитывать безграничное уважение к героическому прошлому
ветеранов железнодорожников, воспитывать нравственные качества.
2.Массовыйфлешмоб «Мы помним, мы
гордимся».
|
1.Изобразительная студия «Санитарный эшелон».
Цель: продолжать знакомить детей с
информацией об участии разных военных железнодорожных составов в военных
сражениях. Закреплять изобразительные навыки. Активизировать словарь детей:
санитарный, эшелон. Помочь проникнуться с пониманием в глубину военных лет.
Воспитывать чувство сострадания и скорби к погибшим советским солдатам.
|
Итоговый этап проекта.· Создание сборника
железнодорожных сказок «Сказочные
приключения на железной дороге»
· Оформление выставок
детского творчества: «Мы будущие
железнодорожники».
Железная дорога – детям не игрушка».
· Фотовыставка «Моя
железнодорожная семья».
· Театральная постановка
варежкого кукольного театра на ширме «Встреча
на железнодорожном вокзале» (Закрепление
правил безопасного поведения на железной дороге) для детей младшего дошкольного
возраста.
· Презентация настольной игры - бродилки «Путешествие по
стране
железнодорожной
магистрали».
· Театрально – музыкальное
представление «Школа маленьких
железнодорожников или «Приключение
железнодорожных знаков».
· Праздник «Паровозик
добрых дел».
· Экскурсия на
Железнодорожный вокзал.
Заключение.
Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности
ребенка. Подводя итоги проделанной работы, хочу отметить положительную
динамику в следующих направлениях:
У детей сформированы представления, навыки, умения, отношение к труду
железнодорожников.
Представления:
ü о роли труда
железнодорожников.
ü о разнообразии
железнодорожных профессий.
ü о роли современной
техники в трудовой деятельности железнодорожников.
ü обобщенное
представление о связи труда людей разных профессий.
ü о том, где и кем
работают родители и в чем ценность их труда.
Познавательные, речевые, игровые и
трудовые компетентности:
ü Умеет строить схематическую (и
мысленную) модель трудового процесса.
ü Умеет самостоятельно приобретать
знания о труде железнодорожников.
ü Соотносит результаты труда, набор
трудовых процессов с названием профессии.
ü Пользуется речью, как
доказательством суждений о видах труда, профессиях.
ü Владеет соответствующим словарем -
профессия, материал, инструменты и т.д.
ü Включает в игровой процесс деятельность
людей железнодорожных профессий;
ü Использует предметы-заместители в
качестве атрибутов для сюжетно-ролевых игр железнодорожных направлений.
Умения:
ü Переносит знания о взаимоотношениях в
труде на детскую деятельность.
ü Знает и называет различные виды
железнодорожного транспорта, его назначение.
ü Знает стихи, загадки, песни на
железнодорожную тематику.
ü Активен в различных играх на
железнодорожную тематику.
ü Умеет рассказать о транспортной
среде окружающего микрорайона (вокзал, виадук, транспортный узел).
ü Знает и умеет объяснить правила поведения
на железнодорожном транспорте.
ü Знает и называет знаки
"железнодорожный переезд" и др.
Отношение к труду железнодорожников:
ü Проявляет устойчивый
интерес к железнодорожным профессиям.
ü Испытывает чувство
уважения и благодарности к людям, создающим своим трудом разнообразные
ценности, необходимые человеку.
Реализация проекта позволит:
ü Содействовать внедрению современной
системы трудового обучения и воспитания в дошкольных образовательных
учреждениях.
Таким
образом, анализ воспитательно – образовательного процесса по ознакомлению
дошкольников с трудом железнодорожников показал, что у детей сформирована
система знаний, связанных с трудом на железной дороге, с правилами
безопасного поведения на железной дороге и её значением для жизни
современного общества. Дети проявляют активный интерес и уважение к людям
труда, желание подражать и ценить их труд.