ВИРТУАЛЬНЫЙ ОБМЕН ОПЫТОМ учителя-логопеда Бочкаревой Е.С.
Для родителей
05.07.2023
Возрастные нормы
формирования звукопроизношения.
1-2 года.
На первом году жизни из-за несовершенства речевых органов ребенок может
правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки. К ним относятся
гласные А, О, Э и согласные П, Б, М. Именно из этих звуков и состоят первые
слова ребенка: МАМА, ПАПА, БАБА.
2-3 года.
К двум-трем годам усваиваются и другие простые звуки, не требующие особенно
тонких движений губ и языка. Это гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К,
Г, Х, Й.
Второй год жизни – это время становления и быстрого совершенствования
речевых функций. При нормальном речевом развитии к концу второго года словарный
запас ребенка возрастает до 300 слов, и в него входят уже не только названия
предметов, но и их качеств, а далее появляется и фразовая речь. Словарный запас
к трем годам достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все части
речи, хотя не всегда правильно. Характерной особенностью речи двух-трех лет
является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых
ситуаций.
Важно! Вас должно насторожить, если в 3-4 года ребенок пропускает эти звуки
в словах или заменяет их другими звуками.
3-4 года.
На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря
— как активного, так и пассивного. К трем годам запас слов, как правило,
увеличивается до 800— 1000, слова приобретают более точное значение. Малыш
много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и
рассказывает их.
У детей этого возраста наблюдаются недостатки в произношении ряда слов,
особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед» — велосипед,
«атабиль» — автомобиль); перестановки звуков в слове («певрый» — первый);
пропуски согласных звуков при их стечении («босой мальчик» — большой мальчик).
Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними
дополнительные гласные ( «не зинаю» — не знаю).
Звукопроизношение. Произношение детей характеризуется рядом
особенностей.
Согласные произносятся смягченно («лёзецька»— ложечка).
Свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются
(«абака» — собака, «амок» — замок); заменяются: с — ф («фобака» — собака), з —
в («вамок» — замок),
ц — ф («фыпленок» — цыпленок), с — т («тобака» — собака), з — д («дамок» —
замок), ц — т («тветок» — цветок).
Шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко,
пропускаются («апка» — шапка, «ук» — жук и др.); заменяются: ш — с, ф («сапка»,
«фапка» — шапка), ж — з, в («зук», «вук»—жук), ч — ц («оцки» — очки), щ — с',
т’ («сетка», «тётка» — щётка).
Звуки л и р пропускаются («ампа» — лампа, «ука» — рука);
заменяются звуками л' «лямпа» — лампа), j («ямпа» — лампа, «кжа» — рука).
На четвертом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью –
он творчески осваивает язык, занимается словотворчеством. При нормальном
речевом развитии, в этом возрасте должны правильно звучать такие согласные
звуки, как С, З, Ц,
Важно! Вас должно насторожить, если ребенок в этом возрасте заменяет звуки
С З Ц другими звуками или искажает их звучание, особенно если язык
высовывается между зубами или отклоняется в сторону.
4-5 лет.
Дети четырех лет пользуются более усложненной и распространенной фразой.
Речь становится связной и последовательной. Дети учатся отвечать на вопросы,
пересказывать хорошо известные сказки, рассказы, употреблять грамматически
правильные формы слов.
Звукопроизношение. У ребенка пятого года жизни совершенствуется
способность к восприятию и произношению звуков:
- исчезает смягченное произношение согласных;
- многие звуки произносятся более правильно и четко;
- исчезает замена шипящих и свистящих звуков;
- исчезает замена шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ свистящими С, З, Ц.
Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным:
шипящие звуки Ш Ж Ч Щ произносятся недостаточно четко ; не все дети умеют
произносить звуки Л и Р.
При нормальном речевом развитии, в этом возрасте должны правильно звучать
такие согласные звуки, как Ш Ж Ч Щ
Важно! Вас должно насторожить, если ребенок старше 4-х лет смягчает звуки С
З (например, сябака), что может быть допустимо только детям не старше 4-х
лет
5-6 лет.
К 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением ВСЕХ звуков
речи. У детей пяти-шести лет возрастает количество простых распространенных, а
также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные
части речи.
Звукопроизношение. На шестом году жизни ребенок способен замечать
особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На
данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех
звуков родного языка. При нормальном речевом развитии, в этом возрасте должны
правильно звучать такие согласные звуки, как Р и Л.
Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения: звук Р заменяется
Л или Й; звук Л заменяется Ль. Связанно это с неустойчивым
употреблением уже сформированных звуков в словах со сложной фонетической
структурой.
Важно! Вас должно насторожить, если ваш ребенок старше 5-ти лет заменяет или
искажает звуки:
- заменяет звук Ш на С Ж на З Ч на Ть Щ на Сь
– произносить звук Ш с призвуком Ф
- произносит звук Р горлом.
6-7 лет.
Дети 6-7 лет - способны правильно произносить все звуки родного
языка;
- способны к простейшему звуковому анализу слов;
- обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);
- грамматически правильно строят предложения;
- умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по
картинкам;
- свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы,
задают вопросы, умеют выражать свою мысль);
- способны передавать интонацией различные чувства, речь богата
интонационно;
- способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова,
придаточные предложения.
«съедает» ли начало и окончания
слов? Умеет ли связно выражать свои мысли? Если хотя бы на один из этих
вопросов вы ответили «нет», значит, нужно «бить тревогу».