ВИРТУАЛЬНЫЙ ОБМЕН ОПЫТОМ учителя-логопеда Бочкаревой Е.С.

Для родителей

05.07.2023

Возрастные нормы формирования звукопроизношения.

1-2 года.

На первом году жизни из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки. К ним относятся гласные А, О, Э и согласные П, Б, М. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребенка: МАМА, ПАПА, БАБА.

  

2-3 года.

К двум-трем годам усваиваются и другие простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. 

Второй год жизни – это время становления и быстрого совершенствования речевых функций. При нормальном речевом развитии к концу второго года словарный запас ребенка возрастает до 300 слов, и в него входят уже не только названия предметов, но и их качеств, а далее появляется и фразовая речь. Словарный запас к трем годам достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Характерной особенностью речи двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций.

Важно! Вас должно насторожить, если в 3-4 года ребенок пропускает эти звуки в словах или заменяет их другими звуками.

 

3-4 года.

На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря — как активного, так и пассивного. К трем годам запас слов, как правило, увеличивается до 800— 1000, слова приобретают более точное значение. Малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их.

У детей этого возраста наблюдаются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед» — велосипед, «атабиль» — автомобиль); перестановки звуков в слове («певрый» — первый); пропуски согласных звуков при их стечении («босой мальчик» — большой мальчик). Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительные гласные ( «не зинаю» — не знаю).

Звукопроизношение. Произношение детей характеризуется рядом особенностей.

Согласные произносятся смягченно («лёзецька»— ложечка).

Свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака» — собака, «амок» — замок); заменяются: с — ф («фобака» — собака), з — в («вамок» — замок),

ц — ф («фыпленок» — цыпленок), с — т («тобака» — собака), з — д («дамок» — замок), ц — т («тветок» — цветок).

Шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка» — шапка, «ук» — жук и др.); заменяются: ш — с, ф («сапка», «фапка» — шапка), ж — з, в («зук», «вук»—жук), ч — ц («оцки» — очки), щ — с', т’ («сетка», «тётка» — щётка).

Звуки л и р пропускаются («ампа» — лампа, «ука» — рука); заменяются звуками л' «лямпа» — лампа), j («ямпа» — лампа, «кжа» — рука).

На четвертом  году жизни ребенок не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает язык, занимается словотворчеством. При нормальном речевом развитии, в этом возрасте должны правильно звучать такие согласные звуки, как    С, З, Ц, 

Важно! Вас должно насторожить, если ребенок в этом возрасте заменяет звуки   С З Ц другими звуками или искажает их звучание, особенно если язык высовывается между зубами или отклоняется в сторону.

4-5 лет.

Дети четырех лет пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится связной и последовательной. Дети учатся отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы, употреблять грамматически правильные формы слов.

Звукопроизношение. У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:

- исчезает смягченное произношение согласных;

- многие звуки произносятся более правильно и четко;

- исчезает замена шипящих и свистящих звуков;Хочу такой сайт

- исчезает замена шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ свистящими С, З, Ц.

Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки Ш Ж Ч Щ произносятся недостаточно четко ; не все дети умеют произносить звуки Л и Р.

При нормальном речевом развитии, в этом возрасте должны правильно звучать такие согласные звуки, как  Ш Ж Ч Щ

Важно! Вас должно насторожить, если ребенок старше 4-х лет смягчает звуки С З  (например, сябака), что может быть допустимо только детям не старше 4-х лет

   

5-6 лет.

К 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением ВСЕХ звуков речи. У детей пяти-шести лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи. 

Звукопроизношение. На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. При нормальном речевом развитии, в этом возрасте должны правильно звучать такие согласные звуки, как    Р и Л.

Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения: звук Р заменяется Л или Й;  звук Л заменяется Ль. Связанно это с  неустойчивым употреблением уже сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой. 

Важно! Вас должно насторожить, если ваш ребенок старше 5-ти лет заменяет или искажает звуки:

 - заменяет звук Ш на С Ж на З Ч на Ть Щ на Сь 

– произносить звук Ш с призвуком Ф

- произносит звук Р горлом. 

 

6-7 лет.

Дети 6-7 лет  - способны правильно произносить все звуки родного языка;

- способны к простейшему звуковому анализу слов;

- обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);

- грамматически правильно строят предложения;

- умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам;

- свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль);

- способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;

- способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения. 

 «съедает» ли начало и окончания слов? Умеет ли связно выражать свои мысли? Если хотя бы на один из этих вопросов вы ответили «нет», значит, нужно «бить тревогу».

 

Участие в конкурсе "РОБОБОРИК" 2024-2025 год

09.10.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».