06.06.2023
"Детские
годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры,
сказки - это источники жизненного идеала. От того, что открылось ребёнку в
окружающем мире в годы детства, что изумило его и заставило плакать, оттого
зависит, каким будет наш воспитанник", - писал В. С. Сухомлинский.
Только мы, взрослые, прививая любовь к родному краю,
можем вырастить патриотов страны.
Чувство
патриотизма многогранно по своему содержанию, его нельзя определить несколькими
словами. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение
неразрывности с окружающим миром желание сохранить и преумножить богатство
Родины.
В настоящее
время, когда совершается много безнравственных поступков, дети стали более
агрессивными и замкнутыми, родители уделяют мало внимания развитию эмоций и
чувств детей. Эта проблема является одной самой серьезной и актуальной в
современных условиях. Она требует большего такта и терпения, потому что во
многих семьях вопросы патриотизма вызывают недоумение. Мне небезразлично,
какими станут мои воспитанники в будущем. От того, как они ведут себя, такими
они и будут, когда вырастут. Ведь слова, заложенные им в душу, пройдут с ними
через всю жизнь и научат уважать законы природы, страны.
Поэтому я
решила посветить данное родительское собрание теме: "Патриотическое
воспитание через экологическое образование".
Поставим перед собой несколько задач:
1. Научить ребенка любить свою Родину, беречь, и заботится о ней;
2. Вызвать доброе и заботливое отношение к окружающему миру, людям, городу,
любовь и привязанность к семье.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, формировать нравственные чувства.
4. Способствовать физическому развитию в процессе пребывания на воздухе.
Одним из
проявлений патриотизма является любовь к природе, поэтому всю свою работу мы
должны проводить через экологическое образование, сущность которого заключается
в сформированности человека с новым экологическим мышлением, способным осознать
последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в
гармонии с природой. Именно природа играет важную роль в привитии любви к
Родине.
Начиная работу по пробуждению любви к родному краю,
нужно подобрать простой и доступный материал для ознакомления его с детьми. Рассказать
то, что характерно для нашего города, республики, показать связь родного края со
всей страной.
В целях желания детей больше узнать о природе родного
края, можно использовать в работе конспекты занятий по временам года:
- "Золотая
осень"
- "Путешествие
в зиму»
- "Прогулка
с весной"
- "Весна"
Во всех видах деятельности учить детей, не причинять
зла и страдания живым существам, которые слабее их, рассказывать, как правильно
о них заботиться. При общении с природой, взаимодействии с растениями и
животными дети становятся добрее, проявляют интерес к природе, радуются всему
увиденному, осваивают правила и нормы поведения в природе. Для этого можно
рассмотреть альбомы:
- "Сохрани
природу",
- "Лекарственные
растения Урала",
- "Птицы
Красной книги",
- "Экология
и ты",
- "Что мы
заем о веществах".
Для воспитания чувств патриотизма, нравственных
качеств, формирования представлений о природе, гуманного отношения ко всему
живому мы используем разнообразные формы и методы: тематические занятия,
беседы, наблюдения окружающего мира, уход за растениями, чтение художественной
литературы, рассматривание репродукций картин.
Самым важным
воздействием на детей являются наблюдение и целевая прогулка, впечатление от
которых вызывает изумление и восхищение, проходят через детские сердца.
Воспитывая у
детей сочувствие и сострадание к окружающей природе, мы тем самым ненавязчиво
учим любить окружающий мир, Родину, болеть всей душой за родной дом, семью,
народ.
Систематически нужно подчеркивать, что человек -
хозяин природы, что от его отношения к ней зависит, каким будет мир вокруг нас.
Напоминать детям, что в природе все взаимосвязано, поэтому надо сохранять все
живое, чтобы не пришлось жить без растений, насекомых, птиц, животных. Закреплять
правила поведения в природе, чего нельзя делать, а что можно и нужно:
- Не рвать
много цветов, а любоваться ими, и сажать новые;
- Не трогать
муравейники, огородить забором;
- Не разорять
гнезда птиц,
- Не бросать
мусор, а убирать за собой;
- Не
расходовать зря воду, а беречь ее;
- Оберегать
животных, подкармливать их;
- Беречь
лекарственные растения, собирать их и сдавать в аптеку;
- Не шуметь в
лесу, а заботиться о тишине лесных жителей;
Немаловажную
роль в воспитании патриотизма играет и привитие трудолюбия. Привлекать
детей к приборке в огороде, уборка старых листьев. Участвуя в жизни семьи,
детского сада, города дети приобретают чувства собственного достоинства,
понимают, что они тоже являются частичкой своей страны.
Мамы и папы должны понимать важность этого вопроса и
стремиться помочь нам. Мы поощряем такие начинания, ведь так рождается
гражданская ответственность защищать природу. Помощь родителей отражается в
фотовыставках, в копилке добрых дел, в посылке благодарственных писем.
Воспитывая уважительных и любознательных детей, мы
воспитываем будущих патриотов Родины, народа, природы. Нынешние дети растут в
совершенно другое время, имеют другой уклад жизни. Для родителей важно, чтобы детство каждого ребенка было
запоминающимся началом его жизненного пути, чтобы продолжала развиваться
детская любознательность, чтобы каждый дошкольник стал развитой личностью,
умеющей жить в гармонии с природой. Я считаю, что благодаря такой
целенаправленной работе, наши дети уже в дошкольном возрасте чувствуют личную
ответственность за родную землю.