Сценарий занятия "Путешествие ученых"
15.07.2025
Тема: Знакомство с миром науки через увлекательное путешествие.
Цель: Развитие познавательного интереса, любознательности, логического мышления и навыков командной работы у детей 6 лет.
Задачи:
- Познакомить детей с различными областями науки (физика, химия, биология, астрономия) через простые и наглядные эксперименты.
- Развить умение наблюдать, анализировать и делать выводы.
- Стимулировать воображение и творческое мышление.
- Научить детей работать в команде, слушать друг друга и делиться идеями.
- Создать позитивное отношение к науке и процессу познания.
Возраст: 6 лет.
Продолжительность: 45-60 минут.
- Для ведущего: Костюм ученого (халат, очки), карточки с изображениями ученых и их открытий (например, Ньютон и яблоко, Менделеев и таблица, Гагарин в космосе), карта мира или глобус, музыкальное сопровождение (например, звуки природы, космическая музыка).
- Для экспериментов :
- Воздушные шарики, пластиковые бутылки, вода, трубочки для коктейля, мыльные пузыри.
- Дополнительно: Цветные карандаши, листы бумаги, небольшие призы или наклейки для участников.
Ход занятия:
1. Введение. Приветствие и знакомство с "Лабораторией Ученых" (5 минут)
- Ведущий (в образе ученого): "Здравствуйте, мои юные исследователи! Я – Профессор Всезнайка, и сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие по миру науки! Вы готовы стать настоящими учеными?"
- (Дети отвечают)
- Профессор Всезнайка: "Отлично! А знаете ли вы, кто такие ученые? Ученые – это люди, которые очень любят узнавать новое, задавать вопросы и искать на них ответы. Они наблюдают за миром вокруг нас, проводят разные опыты и делают удивительные открытия!"
- (Показывает карточки с изображениями известных ученых) "Вот, например, этот человек – Исаак Ньютон. Он увидел, как падает яблоко, и задумался: почему оно падает вниз, а не вверх? Так он открыл закон всемирного тяготения!"
- Профессор Всезнайка: "Сегодня мы с вами тоже будем настоящими исследователями! Мы посетим разные уголки нашей планеты и даже заглянем в космос, чтобы провести интересные эксперименты и узнать много нового!"
2. Путешествие начинается! (10 минут)
- Профессор Всезнайка: "Наше первое путешествие будет связано с тем, что нас окружает каждый день – с воздухом! Воздух невидим, но он очень важен. Давайте проверим, что мы можем сделать с воздухом!"
- Эксперимент 1: "Воздушный шар-ракета" (Физика)
- Профессор Всезнайка: "Возьмите, пожалуйста, воздушный шарик и надуйте его. А теперь отпустите! Что произошло?"
- (Дети наблюдают, как шарик улетает)
- Профессор Всезнайка: "Шарик полетел, потому что воздух из него выходил в одну сторону, а сам шарик двигался в другую! Это как ракета, которая летит в космос!".
Воздух повсюду!
- Что нам понадобится: Полиэтиленовый пакет (например, из магазина), ваши руки.
- Что делаем:
- Возьмите пакет и откройте его.
- Попробуйте поймать в пакет воздух, как будто вы ловите бабочку.
- Быстро закройте пакет, зажав его у горлышка.
- Посмотрите на пакет. Что вы видите? Он пустой? Нет! Внутри есть воздух!
- Попробуйте сжать пакет. Что происходит? Воздух внутри тоже сжимается.
- Теперь попробуйте выпустить воздух из пакета. Куда он делся? Он снова стал частью воздуха вокруг нас!
- Что мы узнали: Воздух есть везде, даже там, где мы его не видим. Он занимает место и может сжиматься.
Воздух толкает!
- Что нам понадобится: Стакан, миска или тазик с водой, салфетка или бумажное полотенце.
- Что делаем:
- Скомкайте салфетку так, чтобы она плотно поместилась на дно стакана.
- Переверните стакан вверх дном и аккуратно, но уверенно опустите его в миску с водой так, чтобы стакан был полностью погружен, но оставался перевернутым.
- Подержите стакан под водой, а затем аккуратно достаньте его, не переворачивая.
- Посмотрите на салфетку. Она мокрая? Удивительно, правда?
- Что мы узнали: Когда мы опускали перевернутый стакан в воду, воздух, который был внутри, не дал воде заполнить его. Воздух как бы "защищал" салфетку от воды. Воздух может толкать!
Воздух помогает летать!
- Что нам понадобится: Лист бумаги, ножницы (взрослый поможет!), трубочка для коктейля.
- Что делаем:
- Возьмите лист бумаги и сложите его пополам.
- Разрежьте бумагу по линии сгиба, чтобы получилось два одинаковых прямоугольника.
- Возьмите один прямоугольник и сложите его пополам вдоль, а затем еще раз пополам. Получится узкая полоска.
- Сделайте надрез с одной стороны полоски, не доходя до края примерно 1-2 см. Получится что-то вроде ленточки.
- Теперь возьмите трубочку для коктейля.
- Приложите бумажную "ленточку" к концу трубочки так, чтобы надрез был сверху.
- Дуйте в трубочку! Что происходит с бумажной ленточкой? Она поднимается вверх!
- Что мы узнали: Когда мы дуем в трубочку, мы создаем поток воздуха. Этот воздух толкает бумажную ленточку вверх, помогая ей летать. Это похоже на то, как самолеты летают!