12.09.2023
Родителям хочется видеть своего ребёнка
счастливым, улыбающимся,
умеющим общаться с окружающими
людьми. Но не всегда ребёнку самому удаётся разобраться в сложном мире
взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задача взрослых - помочь ему в
этом.
Способность в общении включает в себя:
1.
Желание вступать
в контакт с окружающими («Я хочу!»)
2.
Умение
организовать общение («Я умею»), включающее умение слушать собеседника, умение
эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при
общении с окружающими («Я знаю»).
В
возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями
становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении. Большинство
родителей уверены в том, что ребёнку нужны тёплый дом, хорошая еда, чистая
одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не
всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребёнку
в его трудностях, как стать не просто родителями, настоящим другом. Отдельно
хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника
–конфликтность, агрессивность, застенчивость
и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребёнка
могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также
неблагополучные отношения в семье.
Важным компонентом благополучного
развития ребёнка является формирование адекватной самооценки, на становление
которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчёта в
этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки –
активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на
контакт.
Советы родителям по
формированию адекватной самооценки:
- Не
оберегайте своего ребёнка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все
проблемы, но не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребёнок выполняет
доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;
- Не
перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого
заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть
соизмерима с поступком;
- Поощряйте
в ребёнке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите,
что другие могут быть в чем-то лучше его;
- Не
забывайте поощрять и других в присутствии ребёнка. Подчеркните достоинства другого
и покажите, что ваш ребёнок может также достичь этого;
- Показывайте
своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух
свои возможности и результаты дела;
- Не
сравнивайте ребёнка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким
он был вчера и, возможно, будет завтра).
Игры, позволяющие выявить самооценку
ребёнка
«ИМЯ» - предложить ребёнку выбрать
себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему
нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и
принятии имени ребёнком.
Как строить
взаимоотношения с конфликтными детьми:
- Сдерживайте
стремления ребёнка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на
недружелюбные взгляды друг на друга или бормотание чего-либо с обидой себе под
нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил
контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;
- Не
стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребёнка в её возникновении и
защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;
- После
конфликта обговорите с ребёнком причину его возникновения, определите
неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь
найти иные возможности, способы выхода из конфликтной ситуации;
- Не
обсуждайте при ребёнке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о
том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;
- Не
всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе
игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим
конфликтом, но не вмешиваться в него – дети сами могут найти общий язык, при
этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них
всегда побеждает, а другой выступает жертвой, следует прервать такую игру,
чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.
Принципы общения с
агрессивным ребёнком:
- Для
начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребёнка: он
может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии,
стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;
- Помните,
что запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые неэффективные
способы преодоления агрессивности;
- Дайте
возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты.
Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на
мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость;
- Показывайте
ребёнку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт,
не допускайте при ребёнке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих
друзьях или коллегах, строя планы мести;
- Пусть
ваш ребёнок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и
понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он
видит, что нужен и важен для вас.
Игры на выплеск
агрессивности:
«Брыкание»
- ребёнок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает
брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются.
Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребёнок
говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.
Застенчивость
Последствия:
- Препятствует
тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие
от приятного общения;
- Удерживает
человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;
- Не
дает другим людям возможности оценивать положительные качества человека;
- Усугубляет
чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;
- Мешает
ясно мыслить и эффективно общаться;
- Сопровождается
переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.
Помощь ребёнку в преодолении застенчивости
– разрешима, пока ребёнок еще маленький. Так как с возрастом у застенчивого
ребёнка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчёт
в этом своем недостатке.
Советы родителям
замкнутых детей:
- Расширяйте
круг общения вашего ребёнка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми
людьми;
- Подчеркивайте
преимущества и полезность общения, рассказывайте ребёнку, что нового и
интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или
иным человеком;
- Стремитесь
сами стать для ребёнка примером эффективно общающегося человека;
- Если
вы заметили, что несмотря на ваши усилия, ребёнок становится все более
замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.
Уважаемые родители -
надеюсь, что эти рекомендации помогут Вам в вопросах воспитания детей.