Развитие ребенка в конструктивной деятельности. Развитие творческих способностей в конструировании.
04.11.2025
Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.
Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазии и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.
У малышей строительная игра бытует в группе постоянно. Но занятия, связанные с введением детей в искусство постройки, конструируются следующим образом:
Последовательное освоение свойств объемных форм: куба, кирпичика (параллелепипеда). Сравнение свойств шара и куба: прокатывание с горки. Рассматривание плоскостей и граней куба: все грани имеют в основе одинаковый квадрат – отсюда устойчивость куба. Сравнение куба и кирпичика. Свойства плоскостей кирпичика: есть грани широкие и узкие, длинные и короткие (по две грани). Т е м а: «Построим широкую дорожку для машины».
Устойчивость и неустойчивость граней кирпичика («принцип домино»); как сделать кирпичик, стоящий на короткой и узкой грани устойчивым? (Подпереть обе стороны кубом.) Т е м ы: «Дорожки, стол, стул для кукол», «Светофор» и т.д.
Видоизменяемость форм: сделанное из кирпичиков можно сделать кубиками, и наоборот. Т е м ы: «Кровать для мышки», «Диван для кукол» и т.д.
Расположение сооружения в пространстве. Чтобы сооружение выглядело красиво, необходимы четкие ориентиры (столбики по углам четырехугольного листа картона). Т е м ы: «Строим загородку для животных» (сначала ставим кубики на равном расстоянии по углам, а между ними – кирпичики); «Дом за забором» (куб – основа дома, крыша – четырехугольная призма; дом строим в центре, а вокруг делаем загородку вышеописанным способом); «Гараж для машин» (из кирпичей и их перекрытия); «Городок за стеной» (коллективная работа).