Беседа с детьми. Природа глазами художника!
06.08.2025
Цель: Развитие наблюдательности, творческого мышления, умения видеть красоту в природе и передавать ее через художественные образы.
Материалы:
- Репродукции картин известных художников с изображением природы (пейзажи, натюрморты).
- Цветные карандаши, фломастеры, краски, бумага.
- Природные материалы: листья разной формы и цвета, веточки, шишки, цветы (если есть возможность).
- Лупы (по желанию).
Ход беседы:
Воспитатель: Здравствуйте, мои дорогие художники! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие – в мир природы, но не просто так, а глазами настоящих художников! Вы знаете, кто такие художники?
(Дети отвечают)
Воспитатель: Правильно! Художники – это люди, которые умеют видеть мир по-особенному, замечать самые красивые детали и переносить их на холст или бумагу с помощью красок, карандашей или других материалов. И сегодня мы тоже будем немного художниками!
1. Введение в тему: Что такое природа?
Воспитатель: Давайте вспомним, что же такое природа? Что нас окружает?
(Дети перечисляют: деревья, цветы, трава, небо, солнце, облака, птицы, насекомые, животные, вода, камни и т.д.)
Воспитатель: Молодцы! Природа – это всё, что растет, живет и существует вокруг нас, и что создано не руками человека. А теперь представьте, что вы – художники. Как бы вы нарисовали вот это дерево за окном? Какие цвета вы бы использовали?
(Дети предлагают цвета, описывают форму листьев, ствола)
2. Смотрим на мир глазами художника: Репродукции картин
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, как видели природу великие художники. Перед вами картины. Что вы видите на этих картинах?
(Показывает репродукции картин с изображением природы. Например, И.И. Левитан "Золотая осень", И.И. Шишкин "Утро в сосновом лесу", К.А. Коровин "У балкона. Испанка" (если есть цветы), А.И. Куинджи "Лунная ночь на Днепре".)
Воспитатель: Какие цвета использовал художник, чтобы показать, как красиво осенью? (Если Левитан) Какие чувства вызывает у вас эта картина? Радость, грусть, спокойствие?
(Обсуждение каждой картины, акцентируя внимание на цветах, линиях, настроении, которое передает художник.)
Воспитатель: Смотрите, как по-разному художники изображают одно и то же – например, небо! Один художник мог нарисовать его ярко-голубым, другой – нежно-розовым на закате, а третий – серым перед дождем. Каждый видит по-своему!
3. Наблюдаем и замечаем: Работа с природными материалами
Воспитатель: А теперь давайте сами попробуем стать настоящими наблюдателями, как художники. У нас есть вот такие интересные природные материалы. Давайте их рассмотрим поближе.
(Дети рассматривают листья, веточки, шишки. Можно предложить использовать лупы.)
Воспитатель: Посмотрите на этот листок. Какой он формы? Какого он цвета? Есть ли на нем узоры, прожилки? А эта веточка – она гладкая или шершавая?
(Дети описывают свои наблюдения.)
Воспитатель: А теперь представьте, что вы хотите нарисовать этот листок. Какие цвета вы бы взяли? Как бы вы передали его форму?
4. Творческое задание: "Мой кусочек природы"
Воспитатель: А теперь самое интересное! Мы с вами будем создавать свои собственные "кусочки природы" с помощью красок, карандашей и тех материалов, которые мы нашли.
(Предлагает детям выбрать материалы и начать рисовать или создавать аппликации, используя природные материалы.)