Проект: «Природа-наш друг»

13.11.2023

Продолжительность проекта: групповой, краткосрочный.

Вид проекта: познавательно - исследовательский - творческий.

Участники проекта: дети средней группы.

Цель. Формирование у детей целостных представлений о природе.

Задачи

·        Дать ребенку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;

·        Расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;

·        Способствовать развитию понимания ребенком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;

·        Помочь ребенку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;

 

Актуальность.  Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью.

Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.

Планируемые результаты: 

 - положительно-эмоциональное и осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, которые окружают ребенка;

- развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о природе, о взаимосвязях в ней и способах её сохранения;

- готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды;

- сформированность навыков культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

1.Организационный этап

Подбор наглядных материалов:

Подбор художественной литературы (Рассказы, стихи, загадки).

Подбор материала для продуктивной деятельности.

Подбор дидактических игр, физкультминуток.

2.Этап реализации проекта.

1.Знакомство с эколятами.

2.Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Дерево и его свойства»

3. НОД по окружающему миру Тема: «Береза – символ России»

4.Отрывная аппликация «Деревья».

5.Рисование «Листопад».

6.На прогулке:

Знакомство с деревьями, растущими на участке ДОУ.

Отличие дерева от кустарника.

7.Просмотр презентации «Маленькие соседи на большой планете»

8.Расскрашивание «Правила поведения в природе».

9. Беседа «Путешествие в мир лекарственных растений».

10.Разучивание стихотворений: В.Степанов «Веснушки», Е.Груданов «Речка».

11 Рассказ Т. А. Шорыгина «Прогулка в лес».

3.Заключительный этап.

Для подведения итогов проекта была просмотрена презентация «Маленькие соседи на большой планете».

 

«Дерево и его свойства»

Цель:

Познакомить детей со свойствами дерева.

Задачи:

• Расширение представлений детей о дереве, его свойствах.

• Развитие умений определять существенные признаки и свойства материала, его особенности в сравнении с другими материалами.

• Развивать умение делать выводы.

• Воспитывать в детях бережное отношение к природе, деревьям.

Материал и оборудование:

-письмо от Буратино;

-макет Березы

-макет части ствола дерева

- картинки со схематичными изображениями свойств дерева.

Предварительная работа:

- отгадывание загадок, ребусов о деревьях и предметах из дерева;

- наблюдение за деревьями.

- рисование красками дерева.

 

Анализ результатов работы.

Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдения в природе, экскурсии по экологической тропинке. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, учить ценить ее красоту и помогать ей.

Посоветовала родителям обращать внимание детей на красоту окружающей природы и  времени на это специально отводить не надо. Достаточно смотреть вокруг по пути в детский сад или домой. Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встает, как блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях, как блестит снежок. Можно вспомнить стихи о природе. Работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты.

 

Знакомство с «Эколятами»

 

Цели:

·        Усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром;

·        Расширить представления детей о рациональном взаимодействии с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности.

Задачи:

·        Обучить правилам поведения в природе.

·         Воспитывать бережное отношение к природе, сопереживание, любовь к природе. 

·        Способствовать развитию воображения и творческих способностей учащихся

·        Развивать навыки духовно-нравственного поведения в конкретных ситуациях

Ход мероприятия

 На доске расположены сказочные герои – «Эколята» друзья и защитники природы: Умница, Елочка, Тихоня, Шалун.

- Ребята, сейчас я вас познакомлю со сказочными героями – «Эколята» друзья и защитники природы: Умница, Елочка, Тихоня, Шалун (воспитатель читает про них).

- Со сколькими героями вы познакомились? (четырьмя).

- Хотите быть похожими на них и также оберегать и защищать природу? (Да)

- Также у «Эколят» есть девиз, гимн и клятва, и заповеди друзей. Будем им следовать? (Да).

- Тогда нам надо готовиться к посвящению в «Эколята»!

 Загадки

 

1. В лесу на одной ножке выросла лепёшка. (Гриб)

 2. Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками (ёжик)

3. Зимой и летом одним цветом (ель)

4. Без рук, без топорёнка построена избёнка (муравейник, гнездо)

5. Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу. (Муравей)

6. Летом серый - зимой белый (заяц)

7. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу

    Хоть и скрылся под корой

    Всё равно он будет мой! (дятел)

 - Прочитайте слово. («Природа»)

 - Ребята, сегодня мы поговорим о природе. Замечательный писатель и большой знаток природы М.М. Пришвин писал: «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, а человеку нужна Родина. И охранять природу, значит охранять Родину». Ведь природа - это и есть наш большой общий дом, и мы все должны поддерживать в нём порядок. Ещё поговорим о правилах поведения в природе, узнаем много нового и интересного,  выявим настоящих любителей природы.

 На доске написано: «Любите и берегите природу!»

 «Отгадай-ка!»

(Задания выполняют по очереди)

- Угадайте по подсказке слово. Если не сможете отгадать с первой подсказки, то попробуйте со следующей.

Костёр

-  Он служит защитой от животных;

- спасает от холода;

- его разводят туристы;

- на нём можно кипятить воду и варить еду в лесу.

Палатка

- Она помогает спрятаться от дождя и насекомых;

- одна – для себя, вторая – для продуктов;Хочу такой сайт

- она необходима в походе для туристов, которые отправляются в лес на несколько дней.

- Молодцы, справились с заданием!

- Костёр,  палатка. Куда мы с вами отправимся? Поход- разве это не прекрасно?!

 Составление картины «Лес»

Звучит аудиозапись «Звуки леса»

- Куда мы отправимся дальше, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню - земляникой, Таню - костяникой,

Машеньку - орешком, Петю – сыроежкой.  (Лес)

 - Ребята, а что такое «костяника»?

Костяника - лесная ягода ярко-красного цвета, вкус кисло-сладкий. Созревает летом в августе. Богата витамином С, аскорбиновой кислотой.

- куда же мы с вами отправимся?

 - Да, мы с вами отправимся в лес. Что такое лес? (Ответы детей)

Однажды один художник решил нарисовать лес. Вскоре на листе бумаги появились очень красивые деревья. Наш художник остался доволен и лёг спать. Проснувшись утром, он увидел, что все деревья в лесу засохли. А рядом с картиной стоял Старичок Лесовичок. Он сказал: «Лес – это не только деревья».

- Ребята, давайте оживим наш лес. Чего не хватает на нашей картинке? (Дети отгадывают загадки. Отгадки появляются на картинке)

 Ну а кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет. (СОЛНЦЕ)

 

Нет ног, а идут,

Глаз нет, а плачут. (ТУЧКИ)

Землю пробуравил, корешок оставил,

Сам на свет явился, шапочкой накрылся. (ГРИБ)

 

Нарядные сестрёнки

Весь день гостей встречают

Мёдом угощают. (ЦВЕТЫ)

 

В ярком платье модница –

Полетать охотница.

От цветка к цветку порхает,

Утомится – ожидает. (БАБОЧКА)

 

В дупле живет

Да орешки грызет. (БЕЛКА)

  - Значит, лес – это не только деревья, но и солнце, цветы, бабочки и многие другие живые организмы.

- Лес – наше богатство. Лес – это дом для зверей и птиц. Лес даёт нам грибы и ягоды.

Посмотрите, какой красивый уголок природы у нас получился!

  Физкультминутка

Утром дети в лес пошли (шаги на месте)

И в лесу грибы нашли (приседание)

Наклонялись, собирали (наклоны вперёд)

По дороге растеряли (ритмичное разведение рук в стороны)

 «Правила поведения в лесу»

 Каждой команде выдается по 5 знаков-символов. Участники по очереди должны назвать правила поведения в лесу, согласно знакам:

1.     Не рви цветы.

2.     Не разоряй муравейники.

3.     Не ломай ветви деревьев и кустарников.

4.     Не повреждай кару деревьев.

5.     Нельзя брать яйца из гнезд.

6.     Не разводи костер в лесу.

7.     Не сбивай грибы, даже не съедобные.

8.     Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.

9.     В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.

10.  Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!

 

Обсуждение правил

 - Если вырубить все леса, люди будут ходить в противогазах. Лес – это лёгкие природы.

- Если уничтожать птиц, будут болеть лесные жители. (Например,  сову истреблять  нельзя,  потому что она уничтожает грызунов. Совы  спасают лес от болезней. )

- Если уничтожать цветы, то погибнут пчёлы, и люди останутся без мёда, который так полезен для нашего организма.

(Оценка ответов)

 - Давайте  подумаем,  будет ли нашей природе хуже, если проходя по тропинке, мы сломаем веточку или наступим  на цветок?

- Да, природе будет хуже! Ведь каждая веточка или цветок – это маленькая рана, нанесённая природе. Природе трудно залечивать даже маленькие раны. Кто же виноват? (Человек)

-Природа должна нам быть родной. И леса, и цветы, и звери, и птицы. Они оказываются на краю гибели. И наша задача – подкармливать птиц зимой, не рвать цветы, не ломать веток, не разорять муравейники. Тогда природа отблагодарит нас своей щедростью.

- Да, ребята, охрана природы- дело всего народа. Вы- маленькие граждане нашей страны, но можете внести свой большой вклад в дело охраны  природы. Ведь охранять природу - значит охранять Родину. 
- Давайте стараться жить так, чтобы Земля оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы. 

Дерево, трава, цветок и птица 

Не всегда умеют защититься. 

Если будут уничтожены они, 

На планете мы останемся одни.

 Итог.

-  Что узнали нового? Какие правила запомнили?

- Кто является хозяином Земли? (Человек.)

- Что должен охранять и беречь человек? (Природу.)

- вы большие молодцы! Справились со всеми заданиями.

   

Деревья и кустарники.

Цели:

·        Формировать представления о том, что дерево и кустарник – это растения, у них общие существенные признаки (корень, стебель, лист, есть и различия – у дерева есть один стебель (ствол, а у кустарника много.

Особенности строения дерева и кустарника (корень, стебель – ствол, лист).

 

Ход:

 

В гости к детям приходит Буратино.

Буратино: - Я гулял на участке и видел много растений, но только одни деревья.

- Ребята, а еще я видел очень странные деревья – они маленькие, их много и растут они на одном месте.

Воспитатель: - Что же за деревья видел Буратино на участке. Пойдемте к окну и посмотрим на эти деревья.

Дети объясняют, что это кусты.

Буратино: не может быть. Это маленькие деревья.

Воспитатель: Давайте мы с вами объясним Буранино как отличать кут от дерева.

Дети располагаются на коврике перед панно. Воспитатель на панно закрепляет картинки дерева и кустарника.

Воспитатель: - Что изображено на картинках? (Куст и дерево).

Буратино: - А как вы узнали где дерево, а где куст?

Дети называют и показывают на картинке корни, ствол, ветки, листья.

Воспитатель показывает на картинку с деревом : - Сколько стволов много или один, закрепляет рядом соответствующую модель.

Воспитатель показывает на картинку кустарника : А сколько стволов на это картинке? (Много).

Воспитатель: - Правильно ребята у дерева – один ствол, а у кустарника – много. (Закрепляет рядом с кустарником соответствующую модель).

Воспитатель: А чем еще не похожи кустарник и дерево? (Дерево высокое, а кустарник низкий).

Буратино: Ребята а давайте пойдем сейчас на улицу и поищем на кустарнике птичье гнездо.

Воспитатель: - Ребята а можем ли мы на кустарнике найти птичье гнездо? (Нет).

Воспитатель: - Правильно ребята птицы строят свои гнезда высоко на деревьях. Как вы думаете почему? (Что бы звери не могли достать).

Буратино: Спасибо вам ребята я понял чем отличается куст от дерева.

До свиданья, пойду я еще погуляю если увижу еще что-то интересное обязательн  приду в

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».