13.11.2023
Продолжительность проекта: групповой, краткосрочный.
Вид проекта: познавательно
- исследовательский - творческий.
Участники проекта: дети
средней группы.
Цель. Формирование
у детей целостных представлений о природе.
Задачи
·
Дать ребенку знания об окружающей его Природе,
познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины,
показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
·
Расширить общий кругозор детей, способствовать
развитию их творческих способностей;
·
Способствовать развитию понимания ребенком
неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности
природы;
·
Помочь ребенку осознать необходимость сохранения,
охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
Актуальность. Дошкольный
возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот
период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к
природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из
окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему
миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые
проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с
ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и
правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в
решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей
дошкольного возраста не является самоцелью.
Воспитание любви к природе, её животному и
растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование
отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших
взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на
детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.
Планируемые результаты:
- положительно-эмоциональное и осознанно-правильное
отношение к объектам и явлениям природы, которые окружают ребенка;
- развитие познавательного интереса детей, расширение
представлений о природе, о взаимосвязях в ней и способах её сохранения;
- готовность участвовать в практических делах по улучшению природной
среды;
- сформированность навыков культурного поведения
в природе, умение беречь и заботиться о ней.
1.Организационный этап
Подбор наглядных материалов:
Подбор художественной литературы (Рассказы, стихи, загадки).
Подбор материала для продуктивной деятельности.
Подбор дидактических игр, физкультминуток.
2.Этап реализации проекта.
1.Знакомство с эколятами.
2.Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей
средней группы «Дерево и его свойства»
3. НОД по окружающему миру Тема: «Береза – символ
России»
4.Отрывная аппликация «Деревья».
5.Рисование «Листопад».
6.На прогулке:
Знакомство с деревьями, растущими на участке ДОУ.
Отличие дерева от кустарника.
7.Просмотр презентации «Маленькие соседи на большой
планете»
8.Расскрашивание «Правила поведения в природе».
9. Беседа «Путешествие в мир лекарственных
растений».
10.Разучивание стихотворений: В.Степанов «Веснушки», Е.Груданов
«Речка».
11 Рассказ Т. А. Шорыгина «Прогулка в
лес».
3.Заключительный этап.
Для подведения итогов проекта была просмотрена презентация «Маленькие
соседи на большой планете».
«Дерево и его свойства»
Цель:
Познакомить
детей со свойствами дерева.
Задачи:
•
Расширение представлений детей о дереве, его свойствах.
•
Развитие умений определять существенные признаки и свойства материала, его
особенности в сравнении с другими материалами.
•
Развивать умение делать выводы.
•
Воспитывать в детях бережное отношение к природе, деревьям.
Материал
и оборудование:
-письмо
от Буратино;
-макет
Березы
-макет
части ствола дерева
-
картинки со схематичными изображениями свойств дерева.
Предварительная
работа:
-
отгадывание загадок, ребусов о деревьях и предметах из дерева;
-
наблюдение за деревьями.
-
рисование красками дерева.
Анализ результатов работы.
Таким образом, создание эколого-развивающей среды в
детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя
организацию групповых пространств, наблюдения в природе, экскурсии по
экологической тропинке. Это позволяет, не покидая территории детского сада,
познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться,
учить ценить ее красоту и помогать ей.
Посоветовала родителям обращать внимание детей на
красоту окружающей природы и времени на это специально отводить не надо.
Достаточно смотреть вокруг по пути в детский сад или домой. Всегда
можно увидеть интересное: как солнышко встает, как блестят капельки росы на
траве, как сверкает иней на деревьях, как блестит снежок. Можно вспомнить стихи
о природе. Работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие
результаты.
Знакомство с «Эколятами»
Цели:
·
Усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с
окружающим миром;
·
Расширить представления детей о рациональном взаимодействии с природой –
допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной
деятельности.
Задачи:
·
Обучить правилам поведения в природе.
·
Воспитывать бережное отношение к природе, сопереживание, любовь к
природе.
·
Способствовать развитию воображения и творческих способностей учащихся
·
Развивать навыки духовно-нравственного поведения в конкретных ситуациях
Ход мероприятия
На доске расположены сказочные герои – «Эколята» друзья и защитники
природы: Умница, Елочка, Тихоня, Шалун.
- Ребята, сейчас я вас познакомлю со сказочными героями – «Эколята» друзья
и защитники природы: Умница, Елочка, Тихоня, Шалун (воспитатель читает про
них).
- Со сколькими героями вы познакомились? (четырьмя).
- Хотите быть похожими на них и также оберегать и защищать природу? (Да)
- Также у «Эколят» есть девиз, гимн и клятва, и заповеди друзей. Будем им
следовать? (Да).
- Тогда нам надо готовиться к посвящению в «Эколята»!
Загадки
1. В лесу на одной ножке выросла лепёшка. (Гриб)
2. Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками (ёжик)
3. Зимой и летом одним цветом (ель)
4. Без рук, без топорёнка построена избёнка (муравейник, гнездо)
5. Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу. (Муравей)
6. Летом серый - зимой белый (заяц)
7. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу
Хоть и скрылся под корой
Всё равно он будет мой! (дятел)
- Прочитайте слово. («Природа»)
- Ребята, сегодня мы поговорим о природе. Замечательный писатель и
большой знаток природы М.М. Пришвин писал: «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю
- лес, а человеку нужна Родина. И охранять природу, значит охранять Родину». Ведь
природа - это и есть наш большой общий дом, и мы все должны поддерживать в нём
порядок. Ещё поговорим о правилах поведения в природе, узнаем много нового и
интересного, выявим настоящих любителей природы.
На доске написано: «Любите и берегите природу!»
«Отгадай-ка!»
(Задания выполняют по очереди)
- Угадайте по подсказке слово. Если не сможете отгадать с первой
подсказки, то попробуйте со следующей.
Костёр
- Он служит защитой от животных;
- спасает от холода;
- его разводят туристы;
- на нём можно кипятить воду и варить еду в лесу.
Палатка
- Она помогает спрятаться от дождя и насекомых;
- одна – для себя, вторая – для продуктов;
- она необходима в походе для туристов, которые отправляются в лес на
несколько дней.
- Молодцы, справились с заданием!
- Костёр, палатка. Куда мы с вами отправимся? Поход- разве это не
прекрасно?!
Составление картины «Лес»
Звучит аудиозапись «Звуки леса»
- Куда мы отправимся дальше, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню - земляникой, Таню - костяникой,
Машеньку - орешком, Петю – сыроежкой. (Лес)
- Ребята, а что такое «костяника»?
Костяника - лесная ягода ярко-красного цвета, вкус кисло-сладкий. Созревает
летом в августе. Богата витамином С, аскорбиновой кислотой.
- куда же мы с вами отправимся?
- Да, мы с вами отправимся в лес. Что такое лес? (Ответы детей)
Однажды один художник решил нарисовать лес. Вскоре на листе бумаги появились
очень красивые деревья. Наш художник остался доволен и лёг спать.
Проснувшись утром, он увидел, что все деревья в лесу засохли. А рядом с
картиной стоял Старичок Лесовичок. Он сказал: «Лес – это не только деревья».
- Ребята, давайте оживим наш лес. Чего не хватает на нашей картинке? (Дети
отгадывают загадки. Отгадки появляются на картинке)
Ну а кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (СОЛНЦЕ)
Нет ног, а идут,
Глаз нет, а плачут. (ТУЧКИ)
Землю пробуравил, корешок оставил,
Сам на свет явился, шапочкой накрылся. (ГРИБ)
Нарядные сестрёнки
Весь день гостей встречают
Мёдом угощают. (ЦВЕТЫ)
В ярком платье модница –
Полетать охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится – ожидает. (БАБОЧКА)
В дупле живет
Да орешки грызет. (БЕЛКА)
- Значит, лес – это не только деревья, но и солнце, цветы,
бабочки и многие другие живые организмы.
- Лес – наше богатство. Лес – это дом для зверей и птиц. Лес даёт нам грибы
и ягоды.
Посмотрите, какой красивый уголок природы у нас получился!
Физкультминутка
Утром дети в лес пошли (шаги на месте)
И в лесу грибы нашли (приседание)
Наклонялись, собирали (наклоны вперёд)
По дороге растеряли (ритмичное разведение рук в стороны)
«Правила поведения в лесу»
Каждой команде выдается по 5 знаков-символов. Участники по очереди должны
назвать правила поведения в лесу, согласно знакам:
1. Не рви цветы.
2. Не разоряй муравейники.
3. Не ломай ветви деревьев и кустарников.
4. Не повреждай кару деревьев.
5. Нельзя брать яйца из гнезд.
6. Не разводи костер в лесу.
7. Не сбивай грибы, даже не съедобные.
8. Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
9. В лесу, на природе запрещается поднимать
крик и шум.
10. Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!
Обсуждение правил
- Если вырубить все леса, люди будут ходить в противогазах. Лес – это
лёгкие природы.
- Если уничтожать птиц, будут болеть лесные жители. (Например, сову
истреблять нельзя, потому что она уничтожает грызунов. Совы
спасают лес от болезней. )
- Если уничтожать цветы, то погибнут пчёлы, и люди останутся без мёда,
который так полезен для нашего организма.
(Оценка ответов)
- Давайте подумаем, будет ли нашей природе хуже, если проходя
по тропинке, мы сломаем веточку или наступим на цветок?
- Да, природе будет хуже! Ведь каждая веточка или цветок – это маленькая
рана, нанесённая природе. Природе трудно залечивать даже маленькие раны. Кто же
виноват? (Человек)
-Природа должна нам быть родной. И леса, и цветы, и звери, и птицы.
Они оказываются на краю гибели. И наша задача – подкармливать птиц зимой, не
рвать цветы, не ломать веток, не разорять муравейники. Тогда природа
отблагодарит нас своей щедростью.
- Да, ребята, охрана природы- дело всего народа. Вы- маленькие
граждане нашей страны, но можете внести свой большой вклад в дело охраны
природы. Ведь охранять природу - значит охранять Родину.
- Давайте стараться жить так, чтобы Земля оставалась щедрой и прекрасной, чтобы
журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Итог.
- Что узнали нового? Какие правила запомнили?
- Кто является хозяином Земли? (Человек.)
- Что должен охранять и беречь человек? (Природу.)
- вы большие молодцы! Справились со всеми заданиями.
Деревья и
кустарники.
Цели:
·
Формировать
представления о том, что дерево и кустарник – это растения, у них общие
существенные признаки (корень, стебель, лист, есть и различия – у дерева есть
один стебель (ствол, а у кустарника много.
Особенности строения дерева и кустарника
(корень, стебель – ствол, лист).
Ход:
В
гости к детям приходит Буратино.
Буратино: - Я гулял на
участке и видел много растений, но только одни деревья.
-
Ребята, а еще я видел очень странные деревья – они маленькие, их много и растут
они на одном месте.
Воспитатель: - Что же за
деревья видел Буратино на участке. Пойдемте к окну и посмотрим на эти деревья.
Дети
объясняют, что это кусты.
Буратино: не может быть.
Это маленькие деревья.
Воспитатель: Давайте мы с вами
объясним Буранино как отличать кут от дерева.
Дети
располагаются на коврике перед панно. Воспитатель на панно закрепляет картинки
дерева и кустарника.
Воспитатель: - Что изображено
на картинках? (Куст и дерево).
Буратино: - А как вы узнали
где дерево, а где куст?
Дети
называют и показывают на картинке корни, ствол, ветки, листья.
Воспитатель
показывает на картинку с деревом : - Сколько стволов много или один, закрепляет
рядом соответствующую модель.
Воспитатель
показывает на картинку кустарника : А сколько стволов на это картинке? (Много).
Воспитатель: - Правильно
ребята у дерева – один ствол, а у кустарника – много. (Закрепляет рядом с
кустарником соответствующую модель).
Воспитатель: А чем еще не
похожи кустарник и дерево? (Дерево высокое, а кустарник низкий).
Буратино: Ребята а давайте
пойдем сейчас на улицу и поищем на кустарнике птичье гнездо.
Воспитатель: - Ребята а можем
ли мы на кустарнике найти птичье гнездо? (Нет).
Воспитатель: - Правильно
ребята птицы строят свои гнезда высоко на деревьях. Как вы думаете почему? (Что
бы звери не могли достать).
Буратино: Спасибо вам
ребята я понял чем отличается куст от дерева.
До свиданья, пойду я еще погуляю если увижу еще что-то интересное обязательн приду в