4.0. КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОП ДО МБДОУ – детского сада №156
Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ- детского сада
№ 156 (далее-ОП ДО) является документом, представляющим модель образовательной
деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 156 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 156 функционирует с 05.10.1977. В Образовательном учреждении
функционирует 11 (одиннадцать) групп для детей дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет, в
режиме полного дня (10,5- часового пребывания). Режим работы, длительность пребывания в
Образовательном учреждении детей устанавливается Уставом Образовательного учреждения.
Контингент детей Образовательного учреждения формируется в соответствии с их
возрастом и видом образовательного учреждения. Количество групп в Образовательном
учреждении определяется исходя из их предельной наполняемости, принятой при расчёте
бюджетного
финансирования, а также условий, созданных для осуществления образовательного
процесса с учётом санитарных норм. Организация детской жизнедеятельности
осуществляется с учётом индивидуальных особенностей и потребностей, возраста и пола.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. №273-ФЗ дошкольное образование является уровнем общего образования
наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием.
ОП ДО является документом, в соответствии с которым организации,
осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования (далее
- Организации).
Содержание и планируемые результаты (целевые ориентиры), ОП ДО не ниже
соответствующих содержания и планируемых результатов Программы.
По своему организационно-управленческому статусу ОП ДО, реализующая принципы
Стандарта, имеет модульную структуру.
Рамочный характер ОП ДО раскрывается через представление общей модели
образовательного процесса в образовательных организациях, возрастных нормативов
развития, общих и особых образовательных потребностей, обучающихся раннего и
дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Определение
структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребёнка в пяти образовательных областях. Образовательные
области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация
образовательной среды, в том числе предметно- пространственная и развивающая
образовательная среда, выступают в качестве модулей, из которых создаётся ОП ДО.
Структура Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три
основных раздела - целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел ОП ДО включает пояснительную записку и планируемые результаты
освоения ОП ДО, определяет её цели и задачи, принципы и подходы к формированию ОП
ДО, планируемые результаты её освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел ОП ДО включает описание образовательной деятельности по
пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное
развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;
формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают аспекты
образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
характер взаимодействия со педагогическим работником; характер взаимодействия с другими
детьми; система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание
образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития
обучающихся (программу коррекционно- развивающей работы).
ОП ДО определяет базовое содержание образовательных областей с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности,
таких как:
Предметная деятельность.
Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).
Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником
и другимидетьми).
Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и
социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами
активности ребёнка, как:
восприятие художественной литературы и фольклора,
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный
и иной материал,
изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,
пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных
инструментах), двигательная (овладение основными движениями) формы активности
ребёнка.
Содержательный раздел ОП ДО включает описание воспитательно-образовательной
работы, обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся в социум.
Программа:
- является неотъемлемой частью ОП ДО в условиях дошкольных
образовательных групп общеобразовательной направленности.
- обеспечивает достижение максимальной реализации потенциала.
- учитывает особые образовательные потребности обучающихся раннего и
дошкольного возраста, удовлетворение которых открывает возможность общего
образования.
- обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования обучающихся
раннего и дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных групп.
Организационный раздел программы содержит психолого-педагогические условия,
обеспечивающие развитие ребёнка от 1,5 до 7 лет, особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды, федеральный календарный план воспитательной работы с
перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном
плане воспитательной работы Организации.
Объем обязательной части ОП ДО составляет не менее 60% от её общего объёма. Объем
части, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от её
общего объёма.
В соответствии с Программой описание традиционных событий, праздников и
мероприятий учётом региональных и других социокультурных особенностей включены
самостоятельно в часть, формируемую участниками образовательных отношений.
ОП ДО также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей
в форме педагогической и психологической диагностики развития обучающихся, а также
качестве реализации. Система оценивания качества реализации ОП ДО направлена в первую
очередь на оценивание созданных Организацией условий внутри образовательного процесса.
ОП ДО разработана с учетом особенностей развития и особых образовательных
потребностей, обучающихся МБДОУ – детский сад №156.
ОП ДО может корректироваться в случае изменения: основных нормативно- правовых
документов по дошкольному воспитанию, уставных документов, контингента воспитанников,
образовательного запроса родителей (законных представителей), видовой структуры групп,
внедрения парциальных программ, авторских программ и педагогических технологий. Цель
реализации ОП ДО: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых
общими особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
ОП ДО содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует
реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и
качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребёнка,
формирование и развитие личности ребёнка в соответствии с принятыми в семье и
обществе духовно-нравственны
социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного,
творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных
потребностей и интересов. Задачи ОП ДО:
реализация содержания ОП ДО;
коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, в
том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребёнка в
период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса; - создание благоприятных условий развития в соответствии с возрастным
потенциалом каждого ребёнка, как субъекта отношений с педагогическим работником,
родителями (законными представителями), другими детьми;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности обучающихся, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок
учебной деятельности;
-формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития обучающихся;
-обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
родителей
(законных
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, охраны и
укрепления здоровья, обучающихся с ОВЗ;
обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и
начального общего образования.
С учётом образовательных потребностей детей, запросом родителей, желанием
педагогов, для реализации данных задач в детском саду, на Педагогическом совете,
коллективом было принято решение использовать парциальную образовательную программу
дошкольного образования
Н. Н. Авдеева О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного
возраста».
4.1. Используемые Примерные программы.
Составляющие Программы обязательная часть и часть, формируемая участниками
образовательных отношений, служат механизмом реализации ФГОС ДО и раскрывают принципы,
методы, приемы и порядок организации совместной, партнерской деятельности детей и взрослых
в пространстве и во времени, а также подходы к интеграции образовательной деятельности детей
дошкольного возраста. Настоящая Программа разработана и утверждена организацией в
соответствии с ФГОС ДО https://fgos.ru/fgos/fgos-do/. Федеральной образовательной программы
дошкольного образования https://cloud.mail.ru/public/NA6W/WBky17ttp.
Парциальные программы:
1. Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет», О.А. Трофимова,
О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О.В. Закревская;
2. Программа «Цветик-семицветик», Н.Ю. Куражева, Н.В. Козлова; 4. Программа
«Ладушки», И.М. Каплунова, Вараева, И.А.
3. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеева О. Л.
Князева, Р. Б. Стеркина.