05.12.2024
Цель:
Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы.
Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своём творчестве.
Задачи:
Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования.
Развивать воображение, творчество.
Материал:
Альбомный лист;
дополнительный лист, размер1\2 А4;
Кусочек свечки или мыла;
Акварельные краски;
Кисть с широким ворсом;
Стаканчик с водой;
Предварительная работа: наблюдения за морозными узорами на окнах в зимнее время.
Ход занятия:
-Ребята а давайте отгадаем загадки.
Летит-молчит
Лежит-молчит
Когда умрёт
Тогда заревёт
(снег)
У избы побывал-
Все окна разрисовал,
У реки погостил-
Во всю реку мост мостил.
(мороз)
Прозрачен как стекло,
А не вставишь в окно.
(лёд)
Что вверх корнем растёт?
(сосулька)
Морозно в белом январе,
Деревья тонут в серебре.
Кусты, березы и осины
Украсил блеском синий… (иней)
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю.
- Молодцы ребята, вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали загадки. Скажите, а когда бывают эти явления природы, в какое время года?
(Зимой.)
- А кто зиме верный и незаменимый помощник? (Мороз.)
- Правильно. Как наступает зима, приходят и холода. По свету гуляет Мороз. Прохаживается он по лесам и полям, городам и селам. Приходил он и в наш дом. Постучался в окошко, а мы в это время спали и ничего не слышали. Оставил нам Мороз письмецо распрекрасное. Проснулись мы утром, посмотрели в окошко. Какое красивое! Расписное! Все в кружевах и узорах! Это Мороз написал, нарисовал: веточки- травинки беленькие, снежинки, цветы ледяные, листочки пальм, перышки диковинных птиц, завитушки и крючочки студеные…
Волшебник
Мороз – волшебник, это видно сразу:
Я свой альбом еще не открывал,
А он уже без кисточек и красок
Все окна за ночь нам разрисовал.
- Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует? (дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки и они приклеиваются к окошку.)
- На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много – много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры и рисунки, которых можно даже увидеть очертания знакомых предметов. Вот, оказывается, как образуются морозные узоры, а художник здесь, без сомнений, является Мороз. Мы с вами имели возможность наблюдать их, вспомните, кто и что увидел в рисунках Мороза? (Елочку, снежинки, снеговика, цветы, птиц и др.)
- Ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры таким образом, чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг появились, как у Мороза? (ответы детей)
-А на самом деле возможно: оказывается, есть такие материалы, рисуя которыми мы сначала получаем практически невидимые узоры, но, если их сверху покрыть акварельными красками, узоры проявятся, как будто проявляется фотопленка. Этот способ рисования называется «фотокопией».
- Возьмите в руки кусочки свечки и попробовать ею провести по дополнительному листу бумаги, чтобы убедится что свеча не оставляет видимых следов. Затем покроем сверху краской и понаблюдаем за проявлением невидимого рисунка.
-Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные свечой, не окрашиваются, как лист бумаги, где рисунка нет?
-Свечка состоит из вещества - воска, который отталкивает воду, она как будто скатывается с его поверхности. Поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной краски, разведенной водой.
-Сегодня мы с вами попробуем сотворить волшебство - нарисуем морозный узор, только при помощи свечи. Но вначале нужно произнести волшебное зимнее заклинание, чтобы у нас с вами все получилось не хуже чем у Мороза:
Физкультминутка.
Заклинание зимы.
Лягте, мягкие снега, стоя в кругу, поднять руки над головой,
На леса и на луга, плавно опустить их через стороны вниз
Тропы застелите, ветви опушите. Руки перед собой, плавно поочередно
На окошках, Дед Мороз, покачать ими вверх- вниз.
Разбросай хрустальных роз, Имитировать движение рисования
Легкие виденья. «кистью» в произвольном направлении
Хитрые сплетенья. Поочередно правой, левой руками
Зачаруй сердца людей. Поднять руки над головой, плавно
Красотой своих затей: опустить их через стороны вниз.
Пусть вникают взоры
В светлые узоры.
Ты, метелица, чуди, Присесть, встать, поднять руки вверх,
Хороводы заводи, покружиться вокруг себя.
Взвейся вихрем белым
В поле поседелом.
1. Продумать содержание будущего узора.
2. Выполнить рисунок при помощи свечи, соблюдая правило заполнения листа узором: начинать рисовать лучше всего в его верхней части, спускаться вниз по мере заполнения листа невидимым узором, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга.
3. Готовый рисунок покрыть поверх акварельной краской оттенками голубого и фиолетового цвета, во избежание размокания листа не наносить краску многократно на одно и то же место, покрывать лист равномерно, не оставляя пустых мест.
Рефлексия.
Полюбоваться с детьми на получившиеся волшебные узоры.