11.10.2024
Цель:
Закрепление навыков правильного
произношения звуков [М], [М’].
Знакомство со звуками М-Мь, буквой М.
Задачи:
·
определения
позиции звука в слове;
·
нахождения
заданного звука в словах,
·
дифференциации
звуков по твердости, мягкости,
·
составления
предложений по картинке;
·
развивать
умение концентрировать внимание;
·
воспитывать
доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
·
формировать
навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
·
воспитывать
у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Ребята сегодня
на занятие к нам пришел гость, но, чтобы узнать кто, нужно отгадать загадку:
Он мохнатый, он большой,
Спит в берлоге он зимой,
Летом ягоды жуёт,
Дикий мед у пчел берет,
Грозно может зареветь
Косолапый зверь …. (медведь)
Наш медведь пришел посмотреть,
как вы занимаетесь.
2. Закрепление пройденного материала:
Мы сегодня вместе с мишуткой продолжим
наше путешествие по волшебной стране звуков и букв,
познакомимся с новыми звуками и буквой. А
скажите, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем, читаем).
С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились,
перечислите АУИО – они какие? (гласные); ПТН (согласные). Чем отличаются согласный звук от гласного? (при произношении согласных звуков воздух встречается с преградой, а при
произношении гласных звуков воздух
выходит свободно и их можно пропеть).
Игра «Угадай звук по
артикуляции» - У А О И
3. Сообщение темы занятия.
У Мишки в лапках-царапках
есть загадки, и он попросил меня загадать их:
Пьет бензин, как
молоко, Может бегать далеко Возит грузы и людей Ты знаком, конечно, с
ней (машина) |
Прыг-скок, прыг-скок, Выше Ани скачет Наш веселый ….(мячик) |
Давайте еще раз назовем
эти слова-отгадки и выделим первые звуки в каждом слове.
Машина
- [М], мячик – [М’]. Вот именно с этими звуками мы
познакомимся.
-Чтоб, продолжить наше
занятие, нужно подготовить язычок.
Артикуляционная
гимнастика
Характеристика звуков «М», «Мь» по
артикуляционным и акустическим признакам.
- Посмотрите в зеркало, и произнесите звук М. Губы сжаты
вместе, они не пускают воздух. Но он нашел путь: воздух идет через нос. Когда
говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и губы “гудят”. Это можно почувствовать,
если дотронуться до них пальцами.
Дети дают характеристику звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы логопеда и
таблицу «Характеристика звуков»:
- Звук «М» - согласный или гласный? Почему? (Согласный есть преграда – губы)
- Звук «М» - звонкий или глухой? Почему? (Звонкий – есть голос)
- Звук «М» - твердый или мягкий? (Твердый)
- Какого цвета «кружочек» звука «М»? (Синий)
- Звук «Мь» - согласный или гласный? Почему? (Согласный)
- Звук «Мь» - звонкий или глухой? Почему? (Звонкий)
- Звук «Мь» - твердый или мягкий? (Мягкий)
- Какого цвета «кружочек» звука «Мь»? (Зеленый)
Работа по развитию фонематического слуха. Игра
«Поймай звук М»
- Поиграем со звуком «М». Я буду называть слоги и слова, если
в слове есть звук «М» вы должны его поймать в ладошки.
МА – МЫ- НО- ЛО- МУ- АМ-УМ-ОН-УН Мак – дом- сон—майка- стол- мох- пар- …
Дифференциация
звуков М-Мь на слух (с использованием сигнальных карточек). Игра «Твердый –
мягкий» (флажочки)
-Ребята, напомните, какого цвета рубашку носит твердый звук М
(синюю), а мягкий Мь? (зеленую). У вас на столах лежат «рубашки « звуков М и
Мь, возьмите их. Сейчас мы поиграем в игру «Твердый –мягкий».
Задание: Я буду называть слова, а вы внимательно слушаете,
какой звук в слове М или Мь и показываете соответствующую «рубашку» - карточку.
Месяц, мыло, миска, мир, мак, сом, ком, мюсли.
Физминутка
Мы походим на носках,
А затем на пятках
Мы походим как ребята,
А теперь как медвежата.
Произношение звука в
словах. Определение позиции звука в слове
Логопед: Назовите собранные картинки одним словом. (продукты (еда),
транспорт)
Каждый ребёнок ещё раз называет собранную картинку, выделяя голосом звук
[м] или [мь], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в
конце слова). И выставляет кружочек в нужном месте.
Знакомство с буквой М.
- Ребята, у каждого звука есть своя буква. Скажите, а чем
отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим, а буквы видим, читаем, пишем).
- Правильно, звуки мы слышим, а увидеть их нам помогают
буквы. Звуки «М» и «Мь» мы будем обозначать буквой ЭМ. (На доске
демонстрационная буква М).
- Посмотрите на нее. На что она похожа? (Рассматривание
демонстрационных картинок «На что похожа буква М» - на горы, на горбы верблюда,
на молнию, на качели).
Взявшись за руки, мы встали.
И на «М» похожи стали.
Вот качели – буква «М»,
Здесь качаться можно всем.
Палочка и палочка,
Межу ними галочка.
И понятно сразу всем,
Получилась буква «М»!
- Из каких элементов состоит буква М? (из 4-х палочек).
- Напишите букву М в воздухе.
- Выложите букву М из счетных палочек.
- Откройте тетради и напишите одну строчку букву М.
С
какими звуками мы сегодня познакомились? Дайте характеристику
этим звукам.
Молодцы ребята, вы очень
хорошо потрудились.