17.07.2024
Рано или поздно перед родителями встает вопрос о том, стоит ли отдавать ребенка в ясли или детский сад. Сторонники "домашнего воспитания" выдвигают множество аргументом не в пользу детских дошкольных учреждений, основными среди которых являются частые болезни ребенка. Кроме того, многие склонны считать детский сад причиной едва ли не всех нарушений в поведении ребенка. "Плохие слова", обман, попытки воровства, агрессивное поведение — все это считается следствием подражания дурному примеру других детей. С другой стороны, те родители, которые предпочитают воспитанию в домашних стенах детский сад, в первую очередь аргументируют свою точку зрения тем, что детский сад — это первая школа общения, которую ребенок обязательно должен пройти. Ведь умение общаться с людьми — одно из главных условий того, что столкнувшись в дальнейшем с более взрослым коллективом сверстников, ребенок не потеряется в нем, а сумеет отыскать свое место. Безусловно, последняя точка зрения гораздо более основательна.
Главное преимущество детского сада — это общение.
Находясь в коллективе сверстников, ребенок
учится общаться с другими детьми, отстаивать свое собственное мнение и
прислушиваться к чужому. Он учится жить в коллективе, учится самостоятельности.
Особенно важен детский сад для ребенка, который в семье единственный, а также
для тех детей, которые по тем или иным причинам не имеют возможности проводить
свободное время в кругу своих ровесников.
Некоторые дети, поступая в детский сад, на самом
деле начинают часто болеть. Частые простуды бывают вызваны тем, что организм
адаптируется к новым условиям существования. Ребенок чаще болеет, посещая
детский сад, совсем не потому, что воспитатели за ним плохо смотрят, как
считают многие. Как правило, количество заболеваний и их продолжительность
существенно сокращаются уже на втором году посещения детского сада, когда
период адаптации завершается.
В каком возрасте лучше отдавать ребенка в дошкольное учреждение?
Самое подходящее время для начала посещения детского дошкольного
учреждения — это трехлетний возраст. В этот период дети гораздо быстрее
приспосабливаются к детскому саду и проявляют большее желание ходить туда, чем
в более старшем возрасте. В два-три года ребенок начинает испытывать
потребность в общении со сверстниками. Как правило, до этого возраста дети
обращают мало внимания друг на друга и предпочитают играть самостоятельно.
Общения с родителями и другими членами семьи малышу вполне хватает. Однако со временем
границы его мира расширяются, и ребенок начинает проявлять
интерес к другим детям. Интерес этот постепенно переходит в настоятельную
потребность. Исключительно важно уловить этот момент в развитии ребенка. Если
интерес к общению со сверстниками в нем еще не проснулся, если ребенок очень
сильно привязан к матери и не испытывает потребности в том, чтобы расширить
свой мир, ему будет очень сложно адаптироваться в детском саду. Частые случаи
заболеваний в младших группах детского сада или в яслях, повышение нервной
возбудимости, обидчивость, плаксивость и боязливость — все эти неприятности,
как правило, являются следствием
того, что родители поторопились отдать ребенка в детский сад или ясли. Как
показывают наблюдения, дети, поступающие в дошкольное учреждение "по
собственному желанию", адаптируются в детском саду гораздо быстрее, чем
те, которые не испытывали потребности в том, чтобы расширить свой круг общения.
Чем сильнее эмоциональная связь матери и ребенка, тем
сложнее будет протекать период адаптации в детском саду. Определенные психологические проблемы, возникающие у ребенка в период
адаптации к детскому учреждению — явление вполне нормальное и естественное.
Более того, в определенной степени возникновение этих проблем свидетельствует и
о высоком интеллектуальном и психическом уровне развития ребенка, о его
способности испытывать сильные эмоции. Проблем
адаптации в детских
учреждениях, как правило,
полностью избегают только
умственно не полноценные дети или же дети алкоголиков, у которых отсутствует
глубина переживаний. И все же следует различать нормальные эмоциональные
переживания и невроз, который может развиться у ребенка, психика которого
травмирована стрессовой ситуацией. Нормальной может считаться адаптация, не выходящая за рамки временных
ограничений.
Чем старше ребенок, тем дольше он адаптируется к новым условиям.
В яслях этот период не должен превышать
семи-десяти дней, в детском саду, для детей в возрасте около трех лет — две-три
недели, в старшем дошкольном возрасте — один месяц.
Для периода адаптации могут быть характерны
различные психофизиологические реакции
— беспокойство, страх, заторможенность или, напротив, повышенная возбудимость
(в зависимости от темперамента ребенка), капризность, раздражительность и
упрямство.
Гораздо сложнее и дольше адаптируются в детском саду дети, которые:
- являются единственными в семье;
- чрезмерно опекаемые
родителями или бабушками;
- привыкшие к тому, что их капризам
потакают;
- пользующиеся исключительным вниманием взрослых;
- не имеющие
элементарных навыков самообслуживания;
- страдающие ночными страхами;
- эмоционально неустойчивые;
- пережившие психологическую травму;
- дети с ярко выраженными дефектами (в более старшем возрасте);
Таким родителям следует помнить и неукоснительно
соблюдать несколько правил, изложенных ниже. Это поможет избежать серьезных
проблем и психологических нарушений у ребенка.
ПРАВИЛО:
Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность. Как правило, мальчики проявляют интерес к общению со сверстниками в три
года, девочки — несколько позже, в три с половиной. Это — наиболее
благоприятный возрастной период для того, чтобы отдать ребенка в дошкольное
учреждение. Однако следует учитывать также и индивидуальные особенности.
Ребенок должен идти в детский сад с желанием. Детский сад — это не тюрьма и
не клетка, в которую помещают его от безвыходности ситуации. Это — радость
общения, радость творчества, радость познания окружающего мира. Только с этой
позиции родители должны рассматривать детский сад, и только на радость должны
настраивать ребенка. Ваши собственные детские воспоминания могут пробудить у
ребенка желание посещать детский сад.
Прежде чем отдать ребенка в детский сад, поговорите с
ним об этом. Для того чтобы сформировать у малыша
положительный настрой, расскажите
ему о том, как вы сами в детстве посещали детский сад. Постарайтесь
сделать рассказ интересным — в этом случае ребенок не будет бояться, что его
ждет что-то плохое, а будет с радостью ожидать первого дня своей новой жизни.
Подготовительный период
должен начаться задолго до дня первого посещения группы детского сада. Лучше уберечь ребенка от неожиданностей. К
примеру, за несколько недель до первого посещения начните гулять с ребенком
возле детского сада или, если есть такая возможность, непосредственно на
детской площадке детского сада. На
знакомой территории он будет чувствовать себя более уверенно.
В том случае,
если детский сад находится поблизости от дома, в будущем детском коллективе у ребенка наверняка
найдутся знакомые дети. Именно с ними он и будет общаться в первые несколько
дней — до тех пор, пока не найдет себе новых друзей. В том случае,
если группу не посещает ни один ребенок,
который был бы знаком вашему малышу, лучше заранее познакомить
его с кем-нибудь из ребят. Это поможет ему быстрее наладить общение в
коллективе.
Прежде чем отвести ребенка в детский сад,
познакомьте его с воспитателями, с детьми. Первые несколько дней не оставляйте
ребенка в детском саду на полный
день, даже если, по мнению воспитателя, ребенок не выказывал никакого
беспокойства по поводу нахождения в новом коллективе.
Избавьте ребенка от трудностей адаптации к новому
режиму. Дети, не посещающие детский сад, живут по своему
собственному расписанию: кто-то просыпается рано, кто-то — поздно; в разное
время разные дети ложатся спать, садятся
за стол и т.д. В детском коллективе — свое расписание, свой режим, соблюдать который
обязан каждый ребенок.
Поэтому лучше приучить
малыша заранее именно к
такому режиму дня, который он будет соблюдать в детском саду.
Приучайте ребенка к самостоятельности. В детском саду его не будут кормить с ложки, уговаривать "скушать
ложечку за маму, за папу". Совсем маленьким детям помогают одеться
воспитатели; в более старшем возрасте ребенок должен уже кое-что уметь и сам.
Безусловно, навыки самостоятельности прививаются не сразу. Однако в привычной
домашней обстановке ребенку будет гораздо проще научиться надевать колготки,
застегивать пуговицы и т.д. Самостоятельному ребенку будет проще, чем не
приспособленному к самообслуживанию.
Любя, не воспитывайте эгоиста. Проявляя свою любовь к ребенку, восторгаясь им, старайтесь не
спровоцировать возникновения в его сознании мысли о собственной
исключительности. Ребенок должен знать, что родители и близкие люди с радостью
выполняют его желания, а иногда и капризы, восхищаются им совсем не потому, что
они обязаны это делать, а только потому, что любят его. Уступая ребенку, иногда
просите и его пойти на уступки. Эгоистично настроенным детям в коллективе
сверстников приходится порой туго. Не стоит забывать об этом.
Предоставьте ребенку возможность эмоциональной
разрядки. В первые несколько дней ребенок чувствует себя в
детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному
срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо "выпускать"
эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте
его за то, что он слишком громко
кричит или быстро бегает — это ему
необходимо.
В том случае, если адаптационный период проходит
слишком остро и значительно превышает допустимые сроки, имеет смысл
посоветоваться с психологом.