15.02.2023
Рисования как средство развития
речи детей.
Последнее время значительно
возросло количество детей, имеющих определенные трудности в речевом развитии.
Такие дети с трудом составляют описательные рассказы, с трудом составляют
пересказ по картинке или по серии сюжетных картинок, не могут самостоятельно
составить творческие рассказы. Монологическая речь для них практически не
возможна. У таких детей бедный пассивный и активный словарь.
Огромную помощь в развитии речи
детей оказывает изобразительная деятельность. Занятия рисованием способствуют и
развитию речи, расширению активного и пассивного словаря детей, стимулируют
развитие коммуникативной функции речи, развивают мелкую моторику рук.
Через изобразительную деятельность
детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец,
употреблять слова в активной речи. Ребенок может знакомиться с названиями
предметов, прилагательными, обозначающими цвет, величину, форму предметов,
действиями, которые он производит с предметами, учиться различать и употреблять
слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Различные
виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при их
осуществлении легко можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению
речевой активности.
Для рисования рекомендуется
использовать нетрадиционные техники и приемы. При их использовании работают обе
руки, что позволяет отлично развивать координацию. Нетрадиционные техники
рисования с точки зрения психологии нужны для развития фантазии и творческих
способностей, раскрытия индивидуальности. Это один из самых интересных способов
самовыражения.
С детьми младшего дошкольного
возраста рекомендуется использовать:
·рисование
пальчиками;
·оттиск
печатками из картофеля, моркови, пенопласта;
·рисование
ладошками.
Ребёнок стремится в своих рисунках
рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Не случайно ребёнок, как писала
Н.К. Крупская, очень рано начинает стремиться, самыми разнообразными способами
выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать
возможность ему, расширить область выражения складывающихся у него образов.
Надо дать ему материал научить, как обращаться с этим материалом.
Ребенок фиксирует свои мысли с
помощью зарисовки. Известный психолог Лев Семенович Выготский назвал детское
рисование "графической речью" и наша задача – облечь мысль ребенка в
слово.
Значение рисования велико и
многогранна. Исследования профессора М. Кольцовой показали, что речевая
деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих
от пальцев рук. То же и потверждают и многочисленные исследования других
специалистов: уровень развития речи у детей всегда находится в прямой
зависимости от степени развития движения пальцев рук. По мнению Л.С.
Выготского, мы должны рассматривать рисунок с психологической точки зрения, как
своеобразную детскую речь и предварительную стадию письменной речи.
В процессе рисования совершенствуются
и развиваются все психические функции. Рисование можно использовать во все
периоды коррекционно-развивающей работы и на всех видах занятий. Как правило,
рисование начинается с простых видов, например, с рисования различных линий в
разном направлении, различной конфигурации, учит вести волнообразные линии, не
отрывая карандаша от листа бумаги, что способствует развитию кистевых движений.
Детям можно предложить рисовать с
помощью трафаретов: обводить рисунки – трафареты по лексическим темам, штриховать
трафаретные рисунки, заполнять картинки – трафареты той буквой, обозначающей
звук, на который начинается название картинки. Первоначальное использование
трафаретов, а не собственно самостоятельных рисунков, помогает детям научиться
рисовать видеть и не выходить за границы предмета.
На этапе автоматизации звуков при
заучивании стихотворений используется приём иллюстрирования. Для лучшего
запоминания дети рисуют образы к каждому столбику стихотворения. Данный приём
оказывает влияние на закрепление правильного произношения звуков, развитие
творческих способностей и образного строя речи, а также способствует развитию
познавательных процессов.
Картины, нарисованные детьми,
применяются для составления описательных рассказов, пересказа историй,
рассказывания сказок.
На занятиях применяются
схематические и условные образы в свободном рисовании. Например,
упражнение «Незаконченный рисунок» способствует развитию
творческих способностей и в рисовании, и в развитии речи. После рисования
проводится рассматривание рисунка, обсуждение получившегося.
На этапе развития связной речи
старшим дошкольникам предлагается рисование сюжетных рисунков по определённой
теме с последующим составлением предложений по картинкам, коллективных или
индивидуальных рассказов с опорой на них.
Необходимо отметить, что рисование
оказывает стимулирующее влияние на обогащение и расширение словаря, развитие
словесного творчества, формирование выразительных средств речи. Предложенные
методы и приёмы способствуют повышению качества коррекции речи, развитию
творческого отношения к слову, влияют на развитие у детей старшего дошкольного
возраста всех составляющих элементов речевой системы, а также познавательных
процессов.
Изобразительная деятельность имеет
большое познавательное и воспитательное значение благодаря своей наглядности.
Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной
опоры используются натуральные объекты (овощи, фрукты, цветы, игрушки).
Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется, помогает
уточнить понимание названий предметов, действий, признаков.
В изобразительной деятельности
значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так
как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое
значение для выполнения той или иной предложенной деятельности.
При развитии детского
изобразительного творчества в контексте со связной речью большое значение имеет
использование художественного слова. Изобразительность и выразительность в
поэзии тесно связаны между собой.
На занятиях по рисованию
применяются различные приемы работы с детьми: – обследование предметов (резиновых,
пластмассовых, стеклянных бумажных, деревянных); – комментирование
действий (берем карандаш в правую руку, ставим карандаш в левый верхний угол
и т.д.); – воспроизведение движений в воздухе (“рисование”
предметов на заданную тему); – подробные вопросы к детям по форме и
цвету; – предварительные упражнения для развития мелкой моторики.
Широко используется и прием
“незавершенный рисунок”, который незаменим для развития творческих способностей
и в рисовании, и в развитии речи. Незаконченные фигурки можно превращать во что
угодно: в космический корабль, горы, растения, обитателей планеты, космонавтов
и т.д.
У детей с нарушениями речи особые
трудности возникают в составлении описательных рассказов по картине. Для
облегчения этого процесса на занятиях по рисованию можно “превращать”
треугольники (большие, маленькие, красные, оранжевые, фиолетовые, желтые) в
разнообразные овощи и фрукты. У детей складывался определенный план, ими
назывались: форма, цвет, размер плода; оставалось назвать вкус, вариант
использования в пищу, и описательный рассказ был составлен. При рисовании
ребенок рассказывал: “Я нарисовал морковку. Она – большая, оранжевая,
треугольная”. А потом добавлял: “На вкус – сладкая. Она растет на огороде в
земле. Ее кладут в суп и салат”.
Важно осуществлять взаимодействия
речевой и изобразительной деятельности в блоке совместной деятельности
воспитателя с детьми. В процессе выполнения практических действий, обыгрывания
сюжета ведется непрерывный разговор с детьми. Игровая ситуация, формы работы
воспитателя в этом блоке стимулирует их речевую активность. Воспитатель
обозначает словом все, что происходит на бумаге. Необходимо поддерживать любую
попытку ребенка прокомментировать свои действия, проговорить их, а для
отдельных детей также специально создавать условия, в которых ему захочется
воспользоваться активной речью.
РАЗВИТИЕ
РЕЧИ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ
Во время творческих занятий:
·запоминаются новые слова;
·развивается мелкая моторика
рук;
·задействуется речевой
центр;
·расширяется кругозор;
·приобретаются навыки работы
с новыми материалами;
·снимаются детские страхи и
неудачи;
·развивается фантазия и
воображение;
·проходит обучение чувству
ритма, композиции, цветокоррекции;
·появляется уверенность в
собственных силах;
·тренируется внимание и
усидчивость.
Влияние рисования на развитие речи доказано научно.
Дело в том, что моторное развитие тесно связано с уровнем интеллектуального и
речевого развития. Мозговые центры, отвечающие за движения рук, находятся
совсем рядом с центром речи и стимулируют его работу. Получается, развитие
мелкой моторики нужно не только для того, чтобы держать ложку или кисть, но в
первую очередь, для формирования важных речевых навыков.
Процесс создания рисунков у детей с речевой патологией
заменяет мощную тренировку моторики, поэтому изобразительные упражнения
необходимо включить в план коррекционных занятий. Задача родителей и педагогов
— помочь малышу вступить во взрослую жизнь, адаптироваться в обществе
ровесников, наладить коммуникацию. Пальчиковые игры и творческие задания
помогут подрастающему поколению преодолеть языковые нарушения.
Каждое изобразительное упражнение сопровождается разговором
— вопросами, объяснениями, описаниями: ребенок не только развивает мелкую
моторику, но и пополняет словарный запас. Предложения становятся более
грамотными и осмысленными, ребята сами стремятся к общению. Также полезно
проводить тематические занятия, например, чередовать тему времен года с
животными, птицами и растениями: так ребенок узнает больше информации об
окружающем мире.
КАК
НАЛАДИТЬ КОНТАКТ С РЕБЕНКОМ?
Вы уже поняли, что рисунок помогает ребенку расширить
общие знания, получить новые навыки и умения. Но как же заинтересовать
маленького исследователя и превратить скучное занятие в настоящее приключение?
Деткам с особенностями развития, например, с аутистическими чертами, необходимо
почувствовать эмоционально-комфортную обстановку, которая будет способствовать
интересу, самовыражению и творческим порывам ребенка. Следует определить
уровень подготовки будущего творца и узнать о его собственных интересах.
Темы для творческих упражнений нужно подбирать так,
чтобы дети сами хотели вникнуть в задание и высказаться на бумаге. Во время
занятия необходимо общаться с юным художником, показывать новые приемы и
материалы, предлагать ребенку выбрать нетрадиционную технику самостоятельно.
Однотипные занятия быстро наскучивают, а вот интересные креативные решения
подарят яркие эмоции и стимул к изобразительной деятельности.
А это именно это и нужно для успешного развития
моторики и речи! Часто чередующиеся упражнения помогут быстрее усвоить понятия
формы, цвета, интенсивнее задействовать центры речи. Спрашивайте, что он хочет
нарисовать и почему, а в конце занятия разузнайте о том, что получилось.
САМЫЕ
НЕОБЫЧНЫЕ И НАИБОЛЕЕ КРЕАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ
Итак, давайте рассмотрим самые популярные техники
нетрадиционной изобразительной деятельности, которые понравятся малышам с
разным уровнем художественных способностей.
РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ
Попробуйте развивать речь на занятиях, макая пальчиками
в краски, и вы поймете, что это не только эффективно, но и весело! Такой
вариант отлично подойдет для дошкольников, которые еще не могут виртуозно
держать кисточку или карандаш. Упражнения будут полезны не только для речевого
развития, но и для повышения тактильной чувствительности крохи, знакомства с
цветом. Итак, что делать?
Начать занятие можно с яркого отпечатка детской
ладошки, которая легко превратится в птицу или зверька, например, в ежика или
бабочку, а отпечатки пальцев — в ягоды или листья. Рисовать можно на большом
листе бумаги (ватмане), на кафельных стенах в ванной комнате и даже на обоях —
пальчиковые краски быстро смываются с любой поверхности и оставляют после себя
лишь радость и положительные эмоции.
Не стоит ограничивать детское творчество, позвольте
художнику раскрыться и получить удовольствие от креативного занятия. В наборы
пальчиковых красок также входят трафареты и печати, которые разнообразят досуг.
ШТАМПОВАНИЕ
Простая и интересная техника. Вместо обычных магазинных
штампов предлагаем вам использовать подручные средства: листья деревьев, цветы,
разрезанные половинки фруктов и овощей, дно бутылки или стакана и все то, что
попадется под руку. Предмет необходимо покрыть краской и смело отпечатывать на
листе. Получаются интересные и творческие работы-композиции, которые помогут
детям понять форму разных предметов и попробовать себя в роли декоратора. Во
время упражнения можно выучить новые слова, например, названия цветов или
деревьев.
ПАСПОРТУ
Техника, которая превратит любые «каляки-маляки» в
настоящее искусство. Задача родителя или педагога — подготовить плотный лист
однотонной бумаги, вырезав в середине форму, например, круг, звезду или
бабочку. На втором листе Р проявляет все свои творческие таланты и рисует все,
что он хочет — ограничений быть не должно. В итоге, полученные узоры
подкладываются под заранее вырезанную форму, и получается интересная и
креативная композиция, которую можно повесить на стену.
МОНОТИПИЯ
Простейшая творческая техника, позволяющая создавать
симметричные рисунки. Наносить изображения можно гуашью или акварелью — в любом
случае работы получаются яркими и уникальными. В начале необходимо сложить
альбомный лист пополам, чтобы получилась четкая линия посередине, а затем
распрямить обратно. На одной половине нарисовать любой предмет, например,
красивый цветок.
Складываем лист, для получения зеркального отпечатка
немного придавливаем и открываем. Рисунок готов! Также можно выполнить задание
посложнее. На сгибе бумаги нарисовать только половину предмета, например,
половину бабочки. Сложить лист, а потом наслаждаться яркой летней бабочкой с
абсолютно симметричными крыльями.
Кроме листа бумаги, можно отпечатывать рисунок с
целлофана или стекла. Техника та же — сначала наносим краску на поверхность и,
пока она не высохла, прикладываем чистый лист бумаги. Затем аккуратно снимаем.
Что может быть проще? Дети обожают монотипию — она похожа на фокус или
волшебство.
РАЗДУВАНИЕ
Очень веселое занятие, которое заставляет работать
воображение и раскрывает творческий потенциал. Техника пригодится для создания
красивых узоров, растительных мотивов или любых линейных изображений. Надо поставить
кляксу на бумаге и с помощью обычной коктейльной трубочки раздуть ее в разные
направления, пытаясь создать желаемый образ.
ИСПОЛЬЗУЕМ ГУБКИ
Отличный вариант для тех, кто не любит скучных и
однообразных занятий. Все что потребуется для создания шедевра — поролоновые
губки, ножницы, краски, лист бумаги и хорошее настроение! Из губок вырезаем
причудливые формы, проявляем свою фантазию. Заранее можно продумать сюжет
картины и вырезать персонажей или фигуры орнамента. Далее губки нужно намочить
яркой краской и отпечатать на бумаге. Такой способ можно смело сочетать с
техникой «паспарту», оформив узор в интересную рамку.
РАЗБРЫЗГИВАНИЕ
Что может быть проще? С помощью обычной зубной щетки
или кисти с жестким ворсом можно создать удивительный и, самое главное,
уникальный фон для дальнейшей работы. Детям предлагается макнуть щетину щетки в
краску и с помощью пальцев разбрызгать цвет по листу. Получаются яркие кляксы,
которые потом превращаются в необычную композицию. Привычные краски можно
заменить на зубную пасту или фруктовый сок — так будет еще веселее.
КРЕАТИВНЫЙ ПЕСОК
Надоели обычные краски? Тогда будет полезны занятия по
развитию речи через рисование песком. Песочная анимация — это не просто детский
досуг, а настоящее творчество, создание новых форм и сюжетов, мощный инструмент
развития мелкой моторики рук и, как следствие, речевого аппарата. Заниматься
таким хобби можно дома, на пляже и в песочнице — фантазия безгранична.
Для профессиональных уроков используется специальный
песок, который в домашних условиях можно заменить на обычную манку. Рисуем на
ровной поверхности — пальцами создаем узоры, изображаем персонажей и житейские
ситуации. Плюс в том, что здесь разрешено ошибаться — в любом случае можно
начать заново.
ПУАНТИЛИЗМ
Пуантилизм или рисование ватными палочками, не только
развивает мелкую моторику рук, но также прививает усидчивость и
внимательность.Создается эскиз карандашом (или используют готовые шаблоны),
схематично отмечая расположение предметов, а затем, с помощью обычных ватных
палочек, точечно раскрашивают композицию.
ПЛАСИЛИНОГРАФИЯ
Мало кто знает, что пластилином можно не только лепить,
но и рисовать. Такое занятие положительно влияет на Р, помогает его
всестороннему развитию. Тактильная активность запускает работу речевых центров
мозга, а непринужденное общение, обсуждение форм и предметов расширяют
словарный запас, помогают крохе проявить свои знания и умения на практике. Все
что потребуется для упражнения — лист бумаги, пластилин и карандаш. Сначала
намечаем композицию, а затем с помощью пластилина заполняем пустоты.
Все вышеперечисленные техники доказывают эффективное
влияние рисования на развитие речи: каждая из них активирует моторику и
задействует речевые центры мозга. Интересные творческие задачи помогут юным
художникам раскрыть свои таланты, узнать о новых изобразительных материалах и
получить яркие эмоции! Попробуйте разнообразить детский досуг и сразу увидите
результат — кроха будет в восторге.
Желаем вам творческих успехов.