Проект по ранней профориентации "Жил да был паровоз".
24.11.2025
Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально - коммуникативное | Художественно - эстетическое | |
1 неделя месяца | 2 неделя месяца | 3 неделя месяца | 4 неделя месяца | |
Сентябрь | 1.Первая железная дорога. Историческая страничка Цель: познакомить детей с историей возникновения железнодорожного транспорта; развивать желание узнавать новое об истории железной дороги; воспитывать интерес к технике. 2. Игровая образовательная ситуация «Мои родители – железнодорожники» Цель: выявить знания детей о профессиях работников железной дороги; упражнять в умении составлять небольшие рассказы из личного опыта; воспитывать уважение к труду железнодорожников. | 1.Составление рассказа на тему «Мы будущие железнодорожники». Цель: на основе имеющихся знаний учить детей составлять творческие рассказы. Развивать воображение, творческую активность, расширять словарный запас. 2.С/игра «Составь предложение» Цель: учить детей из предложенного количества слов составить предложение, поставив их в правильном порядке. Расширять словарный запас, активизировать речь. | 1.Рассказ о работнике железнодорожного транспорта (Машинистом). Цель: познакомить детей с профессией машиниста. Учить детей поддерживать ход беседы, задавая вопросы и отвечая на них. Воспитывать культуру общения. | 1.Художественный клуб. «Поезд из прошлого». Цель: инициировать поиск изобразительно – выразительных средств, для создания сюжетов, отражающих паровозы прошлого века. Развивать воображение, любознательность, уверенность в реализации самых интересных замыслов. |
Октябрь | 1.Квест игра «Путешествие по железнодорожному вокзалу» Цель: расширять знания детей о вокзале, его помещениях, их названиях и назначении. 2.Технологический Кванториум. Проектирование Ж/Д вокзала. Цель: знакомить детей различными видами зданий, переходов, строений на Ж/Д вокзале. Развивать умение составлять чертёж – проект, пользоваться технологической картой, совершенствовать навыки вырезывания деталей и приклеивания их на основу. Развивать конструктивные способности, зрительное восприятие, воображение. | 1.Лексико – грамматическая игра. «Встреча на вокзале» Цель: совершенствовать умение детей отвечать на вопросы: что? (предмет). Какой? (признак). Что делает? (ют) (действие). 2.Пересказ рассказа «Непослушный вагон» Т.И. Михайлова. Цель: учить пересказывать текст рассказа последовательно и без повторений, выразительно передавая текст персонажей. Правильно, полными предложениями отвечать на вопросы по содержанию текста. Расширять словарный запас железнодорожной терминологией. | 1.Экскурсия на железнодорожный вокзал. Цель: уточнить и закрепить знания детей о железнодорожном вокзале. Продолжать знакомить детей с профессиями работников железной дороги (кассир, диспетчер, дежурный по станции). Познакомить с территорией вокзала, её объектами, зданиями, переходами. Воспитывать уважение к труду работников. 2.Сюжетно – ролевая игра «Железнодорожный вокзал» Цель: способствовать умению детей придумывать и разыгрывать игровой сюжет в коллективной игре. Распределять роли и действовать в соответствии с взятой на себя ролью, договариваться между собой. Воспитывать нравственные качества. | 1.Творческая лаборатория «Новый железнодорожный вокзал нашего города» Цель: познакомить детей со способом модульной аппликации (мозаика). Вызвать интерес к созданию «каменной» конструкции на площади вокзала изобразительно – выразительными средствами. Формировать умение планировать свою работу и технологично осуществлять замысел. Развивать чувство композиции. |
Ноябрь | 1.Игровая образовательная ситуация «Деловой железнодорожник». Цель: Обогащать представления детей о видах Ж/Д транспорта, закреплять умение классифицировать железнодорожные составы; развивать логическое мышление, активизировать словарь. | 1.Ознакомление с малыми фольклорными формами. «Вагончик загадок». Цель: знакомить детей с загадками, пословицами на железнодорожную тематику. Воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний. 2.Лексико – грамматическая игра «Расскажи, что видишь» Цель: упражнять детей в составлении описательного рассказа. Активизировать словарь, развивать связную речь. | 1.Игровой клуб «Что? Где? Когда? Цель: расширять представления детей о работе РЖД. Через решение проблемных ситуаций, тестовых и игровых заданий закреплять знания детей о поведении пассажиров в железнодорожном транспорте, назначении разных видов поездов, о безопасном поведении на железной дороге. | 1.Театрализованная постановка «Путешествие в страну железнодорожной магистрали» Цель: продолжать знакомство с железной дорогой, железнодорожными профессиями, правилами безопасного поведения на железной дороге. Развивать сценическое мастерство. |
Декабрь | 1.Игровой клуб «Путешествие в страну «РЖД» Цель: способствовать умению детей решать проблемные ситуации, находить правильный выход из них. Развивать внимание, сообразительность, любознательность. | 1.Лексико – грамматическая игра «Путаница» Цель: учить детей исправлять предложения по смыслу. 2.С/игра «Сказочные приключения на железной дороге». Цель: упражнять детей в коллективном составлении историй по началу, предложенному педагогом. Учить придумывать предложения по очереди, придумывая своё продолжение истории и передавать его по цепочке. | 1.Виртуальная экскурсия в музей железнодорожного транспорта. Цель: Обогащать знания детей об истории Российской Железной дороги. Закреплять представления детей о значимости железнодорожного транспорта в жизни страны. Воспитывать чувство гордости за труд работников железной дороги. 2. Акция «Моя страничка- Мы из будущего» Цель: способствовать умению детей отражать свой социальный опыт в словесном и изобразительном творчестве. Направить детей на самостоятельное оформление индивидуальной странички в групповом альбоме. Развивать творческую активность, познавательные интересы. | 1.Территория технологических изобретений. «Поезд будущего» Цель: вызвать интерес к изображению разных поездов и передвижения их по просторам нашей Родины. Направить детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов (пластическими, графическими или аппликативными средствами). Развивать воображение и умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию. Формировать познавательные интересы. |
Январь | 1.«Лего– клуб» «Поезд будущего» Цель: на основе имеющихся знаний о железнодорожном транспорте совершенствовать умение детей планировать свою деятельность в коллективе, продолжать развивать навыки работы с конструкторами разных систем. | 1.Составление рассказа по сюжетной картинке. «Происшествие на станции». Цель: упражнять в составлении сюжетного рассказа по картинке, соблюдая последовательность, точность и выразительность, составлять словосочетания с заданными словами, тренировать в словообразовании. 1.Лексико – грамматическая игра «Назови одним словом». Цель: упражнять детей в умении классифицировать предложенные предметы – картинки по свойствам, качествам, признакам и способам обобщения называть их. Активизировать словарь. Развивать психические процессы. | 1.Встреча с работником железнодорожного транспорта (проводником) Цель: продолжать знакомить детей с железнодорожными профессиями. Учить поддерживать беседу, задавать вопросы, рассуждать, отвечать на вопросы. Воспитывать культуру общения. | 1.Квант изобретательных конструкций. «Ремонтная бригада». Конструирование из природного и бросового материала. Цель: продолжать знакомить детей различными видами локомотивов и поездов. Совершенствовать умения и навыки в работе с природным и бросовым материалом. Вызвать интерес к экспериментированию с формой, к составлению сюжетной композиции. |
Февраль | Игровая образовательная ситуация «Правила безопасного поведения на железной дороге». Цель: закреплять знания детей о правила безопасного поведения на железной дороге. Упражнять в навыках правильного поведения в поезде и на вокзале. Воспитывать желание выполнять. | 1.Заучивание стихотворения «Путями – дорогами» С. Я. Маршак. 2. Словесная игра «Потому что» Цель: на примере предложенных ситуаций учить детей объяснять, почему так нельзя поступать. Закреплять правила безопасного поведения на железной дороге и правила поведения в поезде. | 1.Сюжетно – ролевая игра «Железная дорога» Цель: способствовать активизации детского социального опыта в коллективной игре. Совершенствовать умение организовывать игровой сюжет, подбирать оборудование, атрибуты, игрушки – заместители. Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи. . | 1.Театрализованная постановка «Школа маленьких железнодорожников» Цель: В игровой форме обобщить и систематизировать представления детей о способах передвижения человека по железной дороге, закрепить правила безопасного поведения на железной дороге. Развивать актёрское мастерство, речевую активность, любознательность. |
Март | 1.Квест игра «Приключение железнодорожных знаков». Познакомить детей с железнодорожными знаками. Упражнять детей в безопасном поведении на железной дороге. | 1.Игровой тренинг «Интервью с пассажиром». Цель: закреплять знания детей о правилах поведения в поезде. 2. Лексика – грамматическая игра «Подбери слова» Цель: упражнять детей в выборе из количества картинок, с изображением инструментов, соответствующих железнодорожной профессии. Учить обосновывать свой выбор, рассуждать, доказывать. | 1.Встреча с работником железнодорожного транспорта (слесарем –ремонтником) Цель: продолжать знакомить детей с железнодорожными профессиями, их особенностями, назначением. Развивать интерес, любознательность, желание узнавать новое. Воспитывать уважение к труду железнодорожников. | 1.Лепная технология. Создание мультфильма. «Забавное происшествие на железной дороге» Цель: формировать у детей элементарное представление о мультипликации, расширять представление о железнодорожных профессиях взрослых. Закреплять правила безопасного поведения на железной дороге. Развивать творческие способности у детей при создании мультфильмов средствами продуктивной деятельности. Воспитывать умение детей работать в малых группах, договариваться между собой; воспитывать уважение к деятельности других. |
Апрель | 1.НОД «Железнодорожный музей». Цель: Обогащать знания детей об истории Российских железный дорог. Закреплять представления детей о значимости железнодорожного транспорта в жизни страны. Воспитывать чувство гордости за родителей, работающих на железной дороге. | 1.Конкурс чтецов. «Железная дорога». Цель: расширять познавательный интерес. Развивать речевую активность. Способствовать пониманию важности железнодорожных профессий в системе работы РЖД. 2.Лексико – грамматическая игра «Придумай больше слов» Цель: упражнять детей в придумывании слов на железнодорожную тематику на одну букву. Активизировать словарь. Развивать память речевую активность. | 1.Виртуальная экскурсия в локомотивное ДЕПО. Цель: познакомить детей с мастерскими, в которых ремонтируют локомотивы, ремонтным оборудованием, разнообразием рабочего инструмента. Развивать наблюдательность, любознательность, интерес к профессиям. Воспитывать желание выбрать железнодорожную профессию и стремиться стать железнодорожником. | 1.Клуб интегративных идей. «Железнодорожные фантазии» Цель: направить детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических железнодорожных объектов, сюжетов и образов пластическим, графическим или аппликативными средствами. Инициировать создание коллективной композиции из поделок, конструкций, рисунков. Развивать воображение, любознательность, уверенность в реализации самых смелых замыслов. |
Май | 1.НОД «Война и железная дорога». Цель: познакомить детей с событиями в период ВОВ, связанные с необходимостью железной дороги. Показать важность железной дороги для победы. Воспитывать чувство гордости за причастность к железной дороге. | 1.Чтение научно – познавательной литературы. «Железнодорожный транспорт в годы ВОВ» Цель: познакомить детей с информацией, отражающей факты, события, эпизоды из героического прошлого железнодорожного транспорта и его участия в военных действиях в годы великой отечественной войны. | 1.Виртуальная экскурсия. «Всё для фронта, всё для победы» Цель: познакомить детей с информацией о ветеранах– железнодорожниках, совершивших военный подвиг в годы ВОВ. Воспитывать безграничное уважение к героическому прошлому ветеранов железнодорожников, воспитывать нравственные качества. 2.Массовыйфлешмоб «Мы помним, мы гордимся». | 1.Изобразительная студия «Санитарный эшелон». Цель: продолжать знакомить детей с информацией об участии разных военных железнодорожных составов в военных сражениях. Закреплять изобразительные навыки. Активизировать словарь детей: санитарный, эшелон. Помочь проникнуться с пониманием в глубину военных лет. Воспитывать чувство сострадания и скорби к погибшим советским солдатам. |
Итоговый этап проекта.
· Создание сборника железнодорожных сказок «Сказочные
приключения на железной дороге»
· Оформление выставок детского творчества: «Мы будущие
железнодорожники». Железная дорога – детям не игрушка».
· Фотовыставка «Моя железнодорожная семья».
· Театральная постановка варежкого кукольного театра на ширме «Встреча
на железнодорожном вокзале» (Закрепление правил безопасного поведения на железной дороге) для детей младшего дошкольного возраста.
· Презентация настольной игры - бродилки «Путешествие по стране
железнодорожной магистрали».
· Театрально – музыкальное представление «Школа маленьких
железнодорожников или «Приключение железнодорожных знаков».
· Праздник «Паровозик добрых дел».
· Экскурсия на Железнодорожный вокзал.
Заключение.
Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности ребенка. Подводя итоги проделанной работы, хочу отметить положительную динамику в следующих направлениях:
У детей сформированы представления, навыки, умения, отношение к труду железнодорожников.
Представления:
ü о роли труда железнодорожников.
ü о разнообразии железнодорожных профессий.
ü о роли современной техники в трудовой деятельности железнодорожников.
ü обобщенное представление о связи труда людей разных профессий.
ü о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда.
Познавательные, речевые, игровые и трудовые компетентности:
ü Умеет строить схематическую (и мысленную) модель трудового процесса.
ü Умеет самостоятельно приобретать знания о труде железнодорожников.
ü Соотносит результаты труда, набор трудовых процессов с названием профессии.
ü Пользуется речью, как доказательством суждений о видах труда, профессиях.
ü Владеет соответствующим словарем - профессия, материал, инструменты и т.д.
ü Включает в игровой процесс деятельность людей железнодорожных профессий;
ü Использует предметы-заместители в качестве атрибутов для сюжетно-ролевых игр железнодорожных направлений.
Умения:
ü Переносит знания о взаимоотношениях в труде на детскую деятельность.
ü Знает и называет различные виды железнодорожного транспорта, его назначение.
ü Знает стихи, загадки, песни на железнодорожную тематику.
ü Активен в различных играх на железнодорожную тематику.
ü Умеет рассказать о транспортной среде окружающего микрорайона (вокзал, виадук, транспортный узел).
ü Знает и умеет объяснить правила поведения на железнодорожном транспорте.
ü Знает и называет знаки "железнодорожный переезд" и др.
Отношение к труду железнодорожников:
ü Проявляет устойчивый интерес к железнодорожным профессиям.
ü Испытывает чувство уважения и благодарности к людям, создающим своим трудом разнообразные ценности, необходимые человеку.
Реализация проекта позволит:
ü Содействовать внедрению современной системы трудового обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.
Таким образом, анализ воспитательно – образовательного процесса по ознакомлению дошкольников с трудом железнодорожников показал, что у детей сформирована система знаний, связанных с трудом на железной дороге, с правилами безопасного поведения на железной дороге и её значением для жизни современного общества. Дети проявляют активный интерес и уважение к людям труда, желание подражать и ценить их труд.