29.12.2022
Краткосрочный проект в средней группе
«Чистые руки - залог здоровья»
Добрый доктор Айболит
Пачкать руки не велит
Если все же твои руки
Целый день, не зная скуки,
Перемазались совсем ,
Ты иди, конечно, к крану.
Воду теплую открой
Руки грязные отмой
Тип проекта – исследовательски-творческий
Вид проекта - краткосрочный (2 недели)
Итоговое мероприятие: развлечение
Участники проекта: воспитанники средней группы «Светлячок», родители
воспитанников, воспитатели.
Цель проекта:
Для детей: узнать о вреде грязных рук,
о микробах, узнать, для чего используют мыло, о его видах и полезных свойствах.
Для воспитателей: познакомить детей со свойствами
мыла, совершенствовать представления детей о значении гигиенических процедур
(мытье рук, развивать умение самостоятельно замечать необходимость мытья рук,
прививать потребность вести здоровый образ жизни, воспитывать привычку следить
за своим внешним видом, мыть руки с мылом перед едой, после туалета, по мере
загрязнения.
Для родителей: помочь детям узнать о назначении и
свойствах мыла, о важности соблюдения гигиенических процедур, найти информацию
по данной теме, принести фотографии, как дети моют руки дома, организовать
работу по решению данной проблемы.
Актуальность проекта:
Нет задачи важнее, чем вырастить
здорового человека. Необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и
общественном воспитании к личной гигиене, формировать у малышей навыки охраны
личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. Известно, что
здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он
гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого. И
от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится
его здоровье. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к
тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а
гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Воспитание у
детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их
здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В
конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил
и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и
взрослых.
Этапы работы над проектом
Этап 1.
Подготовительный В течение дня детям
твердят и родители, и воспитатели: «Мойте руки с мылом». Дети спросили меня:
"Но зачем? Что опасного есть на руках? Зачем нужно мыть руки и что будет,
если их не мыть?". Нам захотелось найти ответы на эти вопросы. Так возник
проект " Зачем мыть руки с мылом?".
Этап 2.
Проектировочный :
Для проведения бесед, занятий с
детьми, подобраны:
• Художественная литература
• Наглядный материал
Для проведения игровой деятельности
подобраны:
• Дидактические игры и упражнения
• Подвижные игры
• Сюжетно-ролевые игры
• Пальчиковые игры
Работа с родителями:
• Папка передвижка на тему: «Чистые
руки - залог здоровья»
• Папка передвижка на тему:
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 4-5 лет»
• Консультация на тему:
«Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка»
Консультация на тему: «Личная гигиена
дошкольника»
Специально организованные занятия.
Деятельность воспитателя с детьми и
родителями.
1.Дидактические игры и упражнения.
Цели: учить ребенка выполнять
последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям
взрослого; воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков
самообслуживания.
«Водичка, водичка», «Чистые ручки»,
«Умывалочка», «Сделаем лодочки», «Мыльные перчатки».
2.Подвижные игры.
Цели: Учить детей становиться в круг,
делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения,
воспитывать дружеское отношение друг к другу и радостное настроение в группе.
«Пузырь», «Мыльные пузыри».
3.Пальчиковые игры.
Цели: развивать моторику рук,
внимательность; учить детей согласовывать свои движения со словами. «Моем
руки», «Зайка серый умывается».
4.Чтение художественных произведений.
Цель: приучать детей к прослушиванию
произведений с последующей беседой по сюжету. Развивать внимательность, память,
речь, мыслительные процессы. «Про грязные ручки», «Федорино горе» К.
Чуковского, Мойдодыр» К. Чуковского, «Оля и мыло» Булатова С. С., А.Барто
«Девочка чумазая».
5.Беседы-наблюдения.
Цели: закреплять навык детей в умении
умываться и мыть руки; развивать внимание, усидчивость и аккуратность;
воспитывать желание применять культурно - гигиенические навыки для соблюдения
опрятности и чистоты. «Учимся умываться», «Почему руки должны быть чистыми?»
6.Сюжетно-ролевые игры. Цели:
упражняться в умении выполнять культурно- гигиенические действия, развивать
самостоятельность, воспитывать доброе и дружеское отношение к окружающим.
«Дочки-матери», «Купание куклы».
7.Опытно-экспериментальная деятельность.
Цели: познакомить детей со свойствами;
обучать элементарным способам исследовательской деятельности; закреплять навыки
самообслуживания, формировать положительные привычки (умывание, мытье рук),
воспитывать бережное отношение к своему здоровью. «Да здравствует мыло
душистое».
8.Изобразительная деятельность.
Цели: закрепить знания о гигиене,
развивать у детей творческие способности (умение клеить, рисовать, вырезать),
воспитывать аккуратность и усидчивость в работе. «Предметы личной гигиены»,
«Чистые ладошки»
9.Работа с родителями.
Цели: повышать педагогическую
компетентность родителей в воспитании у детей дошкольного возраста культурно
гигиенических навыков и навыков самообслуживания; укрепить связи между детским
садом и семьёй. Папки-передвижки «Чистые руки - залог здоровья», «Воспитание
культурно-гигиенических навыков у детей 4-5 лет»;
Консультации
«Культурно - гигиенические навыки, их
значение в развитии ребенка», «Личная гигиена дошкольника».
На данном этапе обсудили с детьми, с
чего нужно начать работу, определили, кто поможет нам ответить на поставленные
вопросы. В ходе беседы познакомили родителей с темой проекта, актуализировали
роль проектной деятельности для формирования у детей ключевых компетентностей,
подчеркнули роль родителей в актуализации знаний у детей по данной теме.
Большинство родителей проявили искренний интерес к данному вопросу и выразили
желание оказать посильную помощь педагогам и детям в реализации проекта.
Этап 3. Практический
Познавательное развитие:
- Показ мультфильма «Мойдодыр» -
Беседы-наблюдения: «Учимся умываться» - Опытно-экспериментальная деятельность:
«Да здравствует мыло душистое»
- Показ презентаций: «Всемирный день
чистых рук» ; «Чистые руки спасут жизнь» - Рассматривание коллекции мыла
Художественное развитие: К. Чуковский
«Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая» , Р. Куликова «Каждый день я мыло мою…»,
Л. Корчагина «Умылся», М. Яснов «Я мою руки», Г. Лагздынь «Аккуратные зайчата»
«Сказка о грязных и чистых руках и о Королеве Гигиене».
Игровая деятельность:
1.Дидактические игры и упражнения:
«Водичка, водичка»
«Чистые ручки»
«Умывалочка»
«Сделаем лодочки»
«Мыльные перчатки»
1.Подвижные игры:
«Пузырь» «Мыльные пузыри»
1.Пальчиковые игры:
«Моем руки» «Зайка серый умывается»
1.Сюжетно-ролевые игры:
«Дочки-матери»
«Купание куклы»
Изо деятельность:
1.Коллективная аппликация на тему:
«Предметы личной гигиены»,
рисунки «Чистые ладошки».
Исходя из намеченного плана, мы
приступили к поиску ответа на вопрос «Зачем мыть руки с мылом?». В процессе
работы на данном этапе нами собирался материал о мыле (каким оно бывает и
какими свойствами обладает, о микробах (об их вреде для человека). Родители
воспитанников приносили в группу рисунки с изображением микробов, которые они
нарисовали вместе с детьми. Когда рисунков накопилось много, мы организовали
выставку. Дети приносили в группу разные виды мыла, чтоб показать другим детям
каким разным оно бывает. Так как мыла накопилось достаточно много, то мы решили
сделать коллекцию мыла в нашей группе. Иллюстративного материала и информации о
пользе мытья рук было собрано в достаточном количестве. Так же родителям
воспитанников предложили нарисовать дома рисунки «День чистых рук», в конце
проекта мы организовали выставку.
Этап 4.
Аналитический
На данном этапе мы соотнесли
полученные результаты с поставленными целями и задачами. Дети высоко оценили
продукт нашего проекта плакат «Предметы личной гигиены». Ребята бурно и
эмоционально обсуждали выставки рисунков, разнообразия мыла, делились своими
впечатлениями и полученными знаниями о необходимости мытья рук. Все родители
нашей группы были заинтересованы проектом, так как понимали, насколько он важен
для их детей. И благодаря тому, что все родители включились в работу, дети
получили удовлетворение от проектной деятельности. Каждый ребенок мог похвастаться
тем, какой он внес вклад в реализацию проекта. И если в начале проекта дети
мыли руки с мылом, только потому, что их просят об этом взрослые, то уже к
концу проекта дети осознавали всю важность мытья рук с мылом и что может
произойти, если их не мыть.
Этап 5.
Контрольно - коррекционный
К концу проектной деятельности дети
осознали насколько важно мыть руки с мылом и если до проектной деятельности
некоторые дети неохотно шли мыть руки, не понимая зачем это нужно, то к концу
проекта дети научились не только замечать необходимость мытья рук, но и
осознанно понимали, почему это так необходимо. Дети познакомились с понятием
«микробы», что для них было ново и вначале не понятно, но после наших
мероприятий ребята узнали кто такие микробы и чем они опасны для человека.
Знакомясь со свойствами мыла, дети с удовольствием нарисовали «волшебные»
рисунки, которые мы оформили в выставки. На заключительном этапе нашего проекта
«Чистые руки» мы создали с детьми плакат -«Предметы личной гигиены», провели
развлечение.
Результаты: благодаря участию в
проектной деятельности у детей за короткий срок сформированы достаточно
устойчивые представления о значимости мытья рук с мылом, а родители стали
активными участниками педагогического процесса группы.
Вывод:
реализация проекта способствовала информационной
компетентности детей.
Список литературы : 1.Бачурина, В. Н. Новые развивающие
игры для дошколят [Текст]: популярная литература. /В. Н. Бачурина–М.: ДОМ XXI
век РИПОЛ классик, 200. –С. 114-118. 2.Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей
в дошкольных учреждениях [Текст]: методическое пособие/Т. Л. Богина. –М.:
Издательство «Мозаика-Синтез», 2006. – С. 94 -96 3.Доскин, В. А. Растем здоровыми
[Текст]: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры /В. А.
Доскин, 4.Л. Г. Голубева–М: «Просвещение»,
2002. С. 52–55. 4.Расту культурным [Текст]: -Полиграф–Проект Москва 2011. С.
12-24. 5.Картушина, М. Ю. Сценарии
оздоровительных досугов для детей 4-5 лет [Текст]: методическое пособие / М. Ю.
Картушина. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. С. 30–33, 43-48с.