Консультация для родителей «Экология в жизни ребенка»!
24.09.2025
Именно
на этапе дошкольного детства ребенок получает
эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных
формах жизни, т. е. у него формируются
первоосновы экологического мышления, сознания,
закладываются начальные элементы экологической
культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые,
воспитывающие ребенка, сами
обладают экологической культурой -
понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают
маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с
ним.
Влияние
природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем
звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться,
задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому
месту, где родился и живёшь, и, в конечном
счёте, любовь к родине.
Экологическое воспитание детей дошкольного
возраста предполагает:
·
воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
·
формирование системы экологических знаний и
представлений(интеллектуальное развитие) ;
·
развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы,
восхититься ею, желания сохранить её).
·
участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и
животными, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание дошкольников
следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе
отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные
чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.
Формируя
гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное,
чтобы ребенок понял, что человек и
природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его
будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно,
действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом,
безнравственны.
Как
же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные
особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная
отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогаютребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В.
Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства
сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе,
выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить
тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных,
растениях и т. д.) а активная позиция, как правило, способствует
овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними
животными, зимующими птицами и т. д. кроме того, умение сопереживать,
сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия,
причиняющие страдание и боль всему живому.
Очень
важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более
сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и
заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и
взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и
возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо
помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к
природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание
сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы
доступных дошкольникам экологических
знаний,
которая включает:
-
представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых
существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
понимание
взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности
растений и животных к условиям существования;
-
осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной
системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение
любого звена нарушает цепочку, т. е. биологическое равновесие) и в то же время
каждое из них имеет свою экологическую
нишу,
и все они могут существовать одновременно.
Разумеется,
одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к
природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую
деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с
живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального
состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя
или родителя расцветший цветок, выздоровевший
щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Активное
гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у
детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и
неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним
из необходимых условий экологического
воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Но,
ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить
эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту
природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая
от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что
красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети
считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем
научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической
категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще
недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.
Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы
вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может
сохранять и приумножать ее красоту.
Запомните
правила!
-
Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно
составлять из тех растений, выращенные человеком.
-
Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
-
Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.
-
Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и
разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему,
сразу уходи. Иначе птицы - родители могут совсем
покинуть гнездо.
-
Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес. Она легко может поймать
нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.
-
Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о
них позаботятся взрослые животные.
-Не
забывайте о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты,
деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их
зарослях.