Оглавление Паспорт программы развития МБДОУ детский сад № 156 .............................................................. 2 1. Информационная справка.................................................................................................................. 6 2. Проблемно-ориентированный анализ развития МБДОУ ........................................................... 7 2.1. Результаты реализации Программы развития на 2024-2028гг................................................. 7 2.2. Анализ управляющей системы МБДОУ ...................................................................................... 7 2.3. Анализ кадрового состава .............................................................................................................. 8 2.4. Анализ образовательной системы……………………………............................................. 9 2.5. Сотрудничество МБДОУ с социальными партнерами............................................................ 11 2.6. Сотрудничество с семьями воспитанников ............................................................................... 12 2.7. Материально-техническое обеспечение МБДОУ ................................................................... 12 2.8. Swot – анализ .................................................................................................................................. 13 3. Концепция Программы развития ................................................................................................ 13 4. Стратегия и тактика реализации Программы развития .......................................................... 15 5. Внешние связи при реализации Программы развития............................................................ 16 6. Управление реализацией Программы развития…………………………………………… 19… 7. План по реализации Программы развития ................................................................................ 20 8. Финансовое обеспечение Программы развития....................................................................... 23 9. Система контроля и оценка эффективности выполнения программы ................................. 22 Введение Программа развития (далее – Программа) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детского сада № 156 (далее – МБДОУ № 156) является стратегическим документом, который характеризует концепцию развития, определяет цель, задачи, направления, механизм реализации и предполагаемые результаты развития МБДОУ № 156 на 2024-2028 гг. Актуальность разработки настоящей Программы обусловлена новыми направлениями государственной политики в сфере дошкольного образования, подведением итогов реализации Программы развития МБДОУ № 156 на период 2019-2023 гг. и определением направлений дальнейшего развития образовательной организации. Настоящая Программа направлена на формирование устойчивого развития детского сада в новых условиях, а также на обеспечение достижение целевых показателей, обозначенных Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на срок 2018 2025 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 № 1642) и стратегических целей Национального проекта «Образование». Программа составлена исходя из конкретного анализа исходного состояния МБДОУ № 156, территориальной специфики (возможности внешнего окружения детского сада), специфики контингента детей, потребности родителей воспитанников в образовательных и иных услугах, профессионального уровня педагогов и специалистов, а также с учетом возможных рисков и перспектив в процессе реализации Программы. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 156 Наименова ние программы (тема) Основания для разработки Программы (стратегические документы, определяющие государственную политику в сфере образования) Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 156 (далее – Программа развития) Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; Федеральный закон от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»); Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (сроки реализации 2021-2025); «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-p; Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-O3 «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями от 29.07.2021 № 81-ОЗ); Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2019 2 № 920-ПП «Об утверждении Государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года» ; Цель Программы Задачи Программы Паспорт регионального проекта «Новые возможности для каждого» утвержден Протоколом от 17.12.2018 № 18; Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Постановление Правительства Свердловской области от 18.09.2019 № 588ПП «Об утверждении стратегии развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Стратегический план развития Екатеринбурга (в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 25.05.2018 № 12/81); Постановление № 375 от 27.02.2019 О разработке стратегий социальноэкономического развития административно- территориальных единиц муниципального образования «город Екатеринбург» и актуализации стратегических проектов (подпроектов) Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года. Совершенствование системы управленческих и методических действий, реализующих право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития ребенка, максимально полное удовлетворение социального заказа. 1.Обеспечить преемственность основных образовательных программ дошкольного образования и начального образования. 2.Определить оптимальное содержания образования воспитанников МБДОУ с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Федеральной образовательной программы. 3.Модернизировать основную образовательную программу дошкольного образования, направленную на достижение современного качества образовательных результатов и результатов социализации, создать условия для разностороннего развития ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно- нравственных ценностей российского народа, исторических и национально- культурных традиций. 4.Обновить систему оценки качества образования, радикально обновить методы и технологии образования, создать современные условия образования. 5.Расширить сеть вариативного образования, в том числе платных дополнительных образовательных услуг с целью развития личностных способностей воспитанников. 6.Сформировать систему знаний педагогов в области ИКТ и дистанционного обучения детей и взрослых, внедрять дистанционные образовательные технологии и элементы электронного обучения для детей от 5 лет. 3 7.Повысить безопасность в организации в отношении детей и работников, посетителей. Сроки и этапы выполнения программы Перечень подпрограмм (проектов) и основных мероприятий 1этап - диагностико-конструирующий (декабрь 2023 - февраль 2024) Цель: выявление перспективных направлений развития МБДОУ и моделирование его нового качественного состояния в условиях модернизации современного дошкольного образования. Задачи: -изучение микросреды МБДОУ, потребностей воспитанников и их родителей; -анализ состояния образовательного процесса в МБДОУ с целью выявления проблем в его содержании и организации с учетом установленных потребностей воспитанников, их родителей и педагогов. 2этап- преобразовательный (январь 2024 - август 2028) Цель: работа по преобразованию существующей системы, образовательного учреждения в новое качественное состояние. Задачи: - обновление организационно-педагогических - формирование и планирование деятельности творческих групп по реализации проектов; - развитие системы внутренней оценки качества образования; -отслеживание и корректировка результатов реализации Программы развития МБДОУ, основной образовательной программы; -широкое внедрение современных образовательных технологий; -цифровизация системы управления образовательной организацией, в том числе документооборота. 3этап - аналитико-информационный (сентябрь-декабрь 2028) Цель: анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития МБДОУ, фиксация созданных положительных образовательных практик и их закрепление в локальных нормативных актах. Задачи: -подведение итогов реализации Программы развития; -разработка нового стратегического плана развития МБДОУ; переход Проект «Современному дошкольному образованию – современный педагог», развитие профессиональной компетентности педагогических работников в современных условиях. Проект «Социальное партнёрство ДОУ», направлен на развитие личности, создание условий для социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения. Проект «Движение друг к другу», направлен на непосредственное включение родителей (законных представителей) в образовательную деятельность на принципах партнерства и сотрудничества с использованием современных интернет-технологий. 4 Источники финансирования программы Ожидаемые результаты Целевые индикаторы, показатели Система организации контроля за исполнением программы Выполнение Программы обеспечивается за счет средств: - бюджетные средства Муниципального образования «город Екатеринбург» и Свердловской области в рамках текущего финансирования на выполнение Муниципального задания и целевых субсидий - внебюджетные средства Реализация мероприятий в течение 2024-2028 годов позволит обеспечить: - конституционные права граждан на получение образования любого уровня в соответствии с действующим законодательством; - развитие воспитанников посредством выстраивания индивидуальной траектории; - создание эффективной системы мониторинга и информационного обеспечения образования; - усиление воспитательной функции системы образования (обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности); - укрепление кадрового потенциала, повышение социального статуса работника МБДОУ; - совершенствование экономических механизмов функционирования и развития системы образования в МБДОУ. Повышение уровня профессиональных компетенций педагогов по программе развития личностного потенциала дошкольников на 100% к 2028 году. Увеличение доли педагогических работников, в общем количестве педагогических работников МБДОУ, прошедших обучение по программам повышения квалификации и в полном объеме овладевших ИКТ-компетенциями до 90% к 2028 году. Увеличение доли педагогических работников, в общем количестве педагогических работников МБДОУ, лауреатов и победителей профессиональных конкурсов, представляющих опыт педагогической деятельности на различных уровнях до 80% к 2028 году. Увеличение доли воспитанников в общем количестве детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения до 75% к 2028 году. Внешний контроль за реализацией Программы развития осуществляют родители (законные представители), МСОКО, Управление образования Ленинского района, Департамента образования Администрации города Екатеринбурга. Внутренний контроль за реализацией Программы развития осуществляют органы управления МБДОУ на основе организации текущего и итогового контроля, отчета о результатах самообследования. Мониторинг реализации этапов Программы развития (1 раз в год); Ежегодное размещение отчета об исполнении Программы на официальном сайте МБДОУ. Доклад заведующего МБДОУ на Педагогическом совете МБДОУ (1 раз в год). 5 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА Наименование учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 156 Учредитель Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Руководитель МБДОУ Веснина Светлана Алексеевна Юридический адрес: 620146, г. Екатеринбург, ул. Волгоградская,41а Фактический адрес: 620146, г. Екатеринбург, ул. Волгоградская,41а 620146, г. Екатеринбург, ул. Волгоградская,37а Телефон: (343) 240-14-55 Адрес электронной почты: mdou156@eduekb.ru Сайт МБДОУ: 156.tvoysadik.ru Режим работы МБДОУ: 10,5 часовым пребыванием детей с 07.30 до 18.00 часов и пятидневной рабочей недели, исключая выходные и праздничные дни Дата основания МБДОУ: 1973 год. Лицензия на право ведения Выдана 13 марта 2011 года серия 66 № 000666 образовательной деятельности Срок действия лицензии – бессрочная Проектная мощность 254 детей Структура МБДОУ В настоящее время в МБДОУ функционируют 9 групп общеразвивающей направленности для детей от 1,5 лет до 7 лет., 2 группы оздоровительной направленности от 3 лет до 5 лет, от 5 лет до 7 лет. Дошкольное образование в МБДОУ осуществляется в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования. Педагогический коллектив, обеспечивающий процесс развития и воспитания детей, состоит из 16 сотрудников: 9 воспитателей групп общеразвивающей направленности, 2 воспитателя групп оздоровительной направленности, 2 музыкальных руководителя, 1 инструктор физического развития, 2 учителя-логопеда. 11 педагогов имеют высшее педагогическое образование, 2 педагога имеют высшую квалификационную категорию, 15 – первую квалификационную категорию. Педагоги дошкольного учреждения систематически повышают свою квалификацию: в течение 3 лет – 100% педагогов МБДОУ детский сад № 156 прошли курсы повышения квалификации. В 2019 - 2022 гг. эффективно реализованы основные проекты Программы развития МБДОУ детский сад № 156: «Планета Семья», «Семейные студии», «Родитель.ru». 6 2. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МБДОУ 2.1. Результаты реализации Программы развития на 2019-2023гг. По завершении реализации Программы развития МБДОУ № 156, реализуемой в период с 2019 по 2023 гг. достигнуты следующие результаты: 1.Создана система эффективного управления дошкольным образовательным учреждением на основе внедрения образовательных проектов «Планета Семья», «Семейные студии», «Родитель.ru», реализована программа повышения профессионального мастерства педагогов МБДОУ. 2.Реализована система вариативного, дифференцированного психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) по актуальным вопросам образования детей раннего дошкольного возраста в тесном сотрудничестве с социальными институтами в условиях внедрения проекта «Планета семья». Данное направления успешно внедрено в рамках реализации городского проекта «Модели дошкольного образования для детей в возрасте 0+». 3.Разработаны и внедрены в практику МБДОУ вариативные формы непосредственного включения родителей (законных представителей) в совместную образовательную деятельность с детьми в условиях «Семейных студий». В 2020-2021 учебном году большинство мероприятий, конкурсы для детей и родителей проходили в режиме онлайн. Заключен договор на программное обеспечение Информационно-образовательная платформа для организации и управления образовательным процессом «Мобильное Электронное Образование». Его ресурсы эффективно используются в работе семейных студий. 4.Освоены и внедрены современные IT-технологии в работу с родителями (законными представителями) для повышения открытости и доступности МБДОУ для родительской общественности в рамках проекта «Родитель.ru». В период пандемии педагоги ДОУ снимали обучающие занятия для дошкольников в рамках городского проекта «ОнлайнДетСад». 5. Расширено сетевое взаимодействие МБДОУ с образовательными организациями организовано сотрудничество с Екатеринбургским домом учителя, ФГБОУ ВО «УрГПУ» по вопросам повышения квалификации педагогических работников. Анализ показал, что по всем показателям достигнуты запланированные результаты, Программа развития на 2018-2023 гг. реализована в достаточном объеме, поставленная цель достигнута, задачи выполнены. По окончании реализации Программы развития на 2019-2023 гг. в МБДОУ№ 156 созданы условия для развития современной информационной культуры педагогов и воспитанников, как одного из средств повышения качества образования; сформирована образовательная среда, обеспечивающая интеллектуальное и личностное развитие ребѐнка; сформирована база инновационных продуктов педагогов, востребованных как педагогическим сообществом учреждения, так и социально-педагогическим окружением детского сада; создана стабильно функционирующая система социального партнерства с целью повышения качества образования; обеспечена устойчивая позиция дошкольного учреждения как социальнообразовательного центра среди аналогичных учреждений района и города. Проведенный анализ текущего состояния деятельности Учреждения показал, что сложились условия и потенциальные возможности коллектива для дальнейшего развития и повышения эффективности деятельности учреждения, внедрения инноваций. 7 2.2. Анализ управляющей системы МБДОУ Актуальное состояние. Управление учреждением осуществляется в соответствии с уставом МБДОУ детский сад № 156. Коллегиальными органами управления Учреждения являются: Общее собрание работников Учреждения, Педагогический совет, Совет родителей. Стратегическое управление осуществляет руководитель детского сада – заведующий. На этом уровне решаются принципиальные по важности вопросы в жизни и деятельности детского сада: разработка перспектив развития учреждения, определение основных путей достижения избранных целей. Положительные результаты управленческой деятельности выражаются в укреплении материально–технической базы учреждения, подборе качественного состава педагогических кадров, введении инноваций в образовательную деятельность, совершенствовании методической работы, контроля и диагностики. Результаты независимой оценки качества образования, которые проводились в 2022 году показали, средневзвешенная сумма по всем критериям: открытость и доступность информации об организации – 97,6 баллов, комфортность условий предоставления услуг – 94,0 баллов, доступность услуг для инвалидов – 74,0 балла, доброжелательность, вежливость работников организации – 99,6. Удовлетворенность условиями оказания услуг- 92,4 балла. В целом, по образовательной организации удовлетворенность получателей образовательных услуг качеством условий осуществления образовательной деятельности соответствует оценке «Отлично». Проблемное поле: Требуется постоянная доработка нормативно-правовых документов, локальных актов в соответствии с изменениями в законодательстве в области дошкольного образования. Перспективы развития: Переход деятельности всего коллектива МБДОУ в режим инновационного развития. Возможные риски: Выбор неверных ориентиров управления инновационной деятельностью учреждения может привести к низким показателям в достижении планируемых результатов Программы развития. 2.3. Анализ кадрового состава Актуальное состояние. МБДОУ укомплектован кадрами согласно штатному расписанию – 100%. Педагогический состав составляет 16 педагогов, из них 11 воспитателей и 5 специалистов. Все педагоги имеют педагогическое образование. - 11 педагогов имеют высшее педагогическое образование; - 2 педагога имеют высшую квалификационную категорию; - 14 – первую квалификационную категорию. Педагогический стаж работы в среднем от 5 до 25 лет. - Стаж педагогической работы от 5 до 10 лет имеют 40% педагогов, - Стаж педагогической работы от 10 до 20 лет 20% педагогов, - Стаж педагогической работы 20 и более 40% педагогов 8 14 12 10 Высшая КК 8 Первая КК 6 СЗД 4 Без категории 2 0 2022 2023 Наибольший процент – 52,6 % составляют педагоги со стажем работы больше 10 лет; 64% педагогов имеют 1 КК, 1 2 % педагогов - ВКК; Педагоги со специальным дошкольным образованием составляют 100 %; 100% педагогов повысили свою квалификацию в рамках прохождения курсовповышения квалификации по ФГОС ДО За период 2019-2023 года двум педагогам высшая квалификационная категория присуждена впервые. Четырём педагогам установлена первая квалификационная категория впервые. Ежегодно педагогические работники проходят курсы повышения квалификации: 100% педагогов обучены по программе «Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ОВЗ в ДОО», 13% педагогов по программе «Подготовка к педагогическим конкурсам и развитие навыка самопрезентации», 20% педагогов по программе «Педагогика и психология дополнительного образования в дошкольной образовательной организации». Педагогические работники ежегодно являются участниками и победителями конкурсов различного уровня. 2021-2022 учебный год: 5 городских конкурсов, участники 3 педагогических работников; 2022-2023 учебный год: 8 городских конкурсов, участники 7 педагогических работников. Анализ показывает, что только 40% педагогических работников на постоянной основе принимают участие в конкурсах различного уровня, 20% участвуют эпизодически и 40% педагогов не проявляют активной заинтересованности. Анализ активности педагогов по распространению педагогического опыта, так же указывает на низкую мотивацию к публикационной деятельности. В 2020 году в период пандемии педагоги ДОУ снимали обучающие занятия для дошкольников в рамках городского проекта «ОнлайнДетСад», в 2020-2021 учебном году большинство мероприятий, конкурсы для детей и конкурсы профессионального мастерства проходили в режиме онлайн. Это потребовало от педагогов умений в области ИКТкомпетенций: умение пользоваться компьютером и другими цифровыми средствами, пользоваться Интернетом, программным обеспечением, работать с программой Power point, Microsoft access, умение работать в программе видео, фото редакторов. Как показала практика только 35% педагогов владеют ИКТ-компетенциями в полном объеме, 40% работают с организующей помощью и 25% педагогов ИКТ-компетенции недостаточно сформированы. Таким образом, можно констатировать низкую мотивацию многих педагогов для участия в профессиональных конкурсах и публикационной деятельности, низкий уровень сформированности у педагогов ИКТ-компетенций. Для эффективной организации образовательной деятельности МБДОУ необходимы педагоги, готовые к переобучению, постоянно совершенствующие свое профессиональное мастерство, проявляющие инициативность, способность творчески мыслить и находить - 9 нестандартные решения. Но все же большая часть педагогов 80% от общего числа имеют потенциал к работе в инновационном режиме, ясно формулируют цели и задачи профессионального развития. Проблемное поле: педагоги испытывают затруднения в ведении образовательной работы в условиях дифференциации и индивидуализации образования через ИКТ-компетенции; низкая мотивация педагогов в конкурсном движении (40% педагогов не проявляют активной заинтересованности); недостаточно высокий уровень аналитико-прогностических и проектировочных умений рядапедагогов не позволяет им достойно представить опыт своей работы Перспективы развития: организация работы творческих групп по актуальным проблемам дошкольного образования; увеличение количества педагогических работников, принимающих участие в профессиональных конкурсах, представляющих опыт педагогической деятельности на различных уровнях. повышение квалификации педагогических работников по программам развития ИКТкомпетенций; трансляция опыта педагогов в печатных изданиях, на сайте МБДОУ; профессиональный уровень педагогов соответствует требованиям Профессионального стандарта. Возможные риски: отток высококвалифицированных кадров; профессиональное выгорание педагогических работников; низкий уровень профессиональной активности педагогов. 2.4. Анализ образовательной системы Актуальное состояние. Обеспечение качества образования и обновление его содержания в МБДОУ достигается за счет внедрения современных образовательных программ и технологий. В образовательный процесс МБДОУ с 2021 года внедрены технологии развития познавательных и творческих способностей детей: технологии проектного и проблемного обучения, АС-технология С.А. Новоселова. В МБДОУ созданы условия для выявления и поддержки талантливых детей, их участия в творческих и интеллектуальных конкурсах различного уровня. С 2019 по 2023 год количество детей – участников детских конкурсов различного уровня возросло 35 %, доля призеров конкурсов составила - 10%. Коррекционно-развивающая деятельность с детьми с ОВЗ. В МБДОУ активно работает ППК, заключен договор с ТПМПК, организована работа логопедического пункта, разработана и реализуется программа коррекционно-развивающей работы в условиях логопедического пункта. В МБДОУ создана развивающая предметно-пространственная среда: центры в группах оснащены наборами детской игровой мебели, спортивным оборудованием, наборами для сюжетных и развивающих игр, приобретены наборы лего-конструирования. МБДОУ реализует Федеральную образовательную программу – дошкольного образования, на основе учебно-методического комплекта образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы". 10 Результаты мониторинга освоения воспитанниками образовательной программы с 2019 по 2023 год показывают, что наиболее высокие показатели достигнуты в области физического развития – в среднем 75% воспитанников, наиболее низкие показатели фиксируются в речевом развитии в среднем 60 %, в 2021-2022 году выявлено снижение на 15% количества воспитанников с высоким уровнем социально-коммуникативного развития по сравнению с 2019-2020 учебным годом, что говорит о необходимости пересмотра применяемых технологий социально-коммуникативного развития воспитанников. Проблемное поле: Необходимость созданий условий для успешной социализации детей, развития личностного потенциала, инициативности и активной деятельностной позиции у детей. Перспективы развития. Создание образовательной среды способствующей позитивной социализации и личностного потенциала детей дошкольного возраста. Возможные риски. Увеличение количества воспитанников с нарушением развития. Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов. 2.5. Сотрудничество МБДОУ с социальными партнерами Для повышения эффективности образовательного процесса организовано взаимодействие МБДОУ с ООО «Мобильное Электронное Образование», с целью обеспечения деятельности МДОУ с использованием современных образовательных технологий электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, технологий смешанного и мобильного обучения и взаимосвязанных сетевых образовательных ресурсов для организации современного образовательного процесса. Обеспечение преемственности в вопросах полноценного физического, интеллектуального и личностного развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в переходный период от дошкольного воспитания к школе обеспечивается в процессе тесного сотрудничества с МАОУ- Лицей № 109. Профилактика зависимого поведения, безопасность жизнедеятельности осуществляется совместно с волонтёрским отрядом «Ю.З.Ф» клуба по месту жительства «Надежда» реализуется программа «Маяк- ЗОЖ». Организовано сотрудничество с Екатеринбургским домом учителя, ФГБОУ ВО «УрГПУ» по вопросам повышения квалификации педагогических работников. Проблемное поле: неготовность организаций к сотрудничеству на безвозмездной основе. Перспективы развития: налажена система механизмов сотрудничества образовательной организации и социальных партнеров (МАОУ- Лицей № 109, клуба по месту жительства «Надежда») на основе развития информационно-образовательных проектов; расширены возможности социального партнерства (участие в конкурсах социальных, образовательных и культурных проектов, акций разного уровня), с целью совершенствования развивающей образовательной среды как механизма эффективного развития технических навыков, обеспечивающей качественное образование и успешную социализацию воспитанников. Возможные риски: отказ образовательных организаций и предприятий в сотрудничестве с МБДОУ. 11 2.6. Сотрудничество с семьями воспитанников МБДОУ осуществляет изучение социального заказа семьи к дошкольной организации, проводит регулярные мониторинговые исследования мнения родителей воспитанников о качестве образовательного процесса. Анализ степени удовлетворенности качеством образовательного процесса родителей (законных представителей) показывает: большинство родителей положительно оценивают качество предоставляемых образовательных услуг (80 %); 90% считают необходимым внедрять в образовательный процесс современные образовательные технологии, 70% семей акцентируют внимание на качество подготовки детей к школе. Проблемное поле: недостаточная активность родителей в партнерских отношениях с МБДОУ. Перспективы развития: продолжать работу по активизации форм и методов работы с семьей. Возможные риски: неготовность родителей активно взаимодействовать с педагогическими кадрами. 2.7. Материально-техническое обеспечение МБДОУ МБДОУ – детский сад № 156 расположен в двух корпусах. Общая площадь территорий МБДОУ 11223,00 кв.м. Территория МБДОУ ограждена металлическим забором и полосой зеленых насаждений. На территории МБДОУ - 11 прогулочных площадок с теневыми навесами, 2 спортивные площадки, цветники, различные зеленые насаждения. Площадь озеленения составляет 80%. Спортивные площадки оборудованы необходимым спортивным оборудованием. Две физкультурных площадки, которые оборудованы ямой для прыжков, волейбольными сетками и баскетбольными кольцами. На игровых площадках расположены малые архитектурные формы, песочницы, скамейки. В зимнее время оборудована лыжня для занятий на лыжах. Имеются насаждения деревьев, кустарников. На территории ДОУ растут разные виды деревьев и кустарников: берёза, яблоня, сирень, лиственница, ясень, рябина, ольха и др. возле игровых площадок разбиты цветники с однолетними и многолетними растениями, на большой площади территории расположены газоны. Характеристика зданий: год постройки – 1970 и 1974, число этажей – 2; площадь – 2578,8,0 кв.м., фундамент - крупные панельные блоки; стена панельная; перегородки – железобетонные плиты; межэтажные перекрытия - железобетонные плиты. В детском саду: 11 групповых, 11 спальных комнат (в каждой группе есть туалет, умывальная, буфет) Кабинет учителя-логопеда-2; Музыкальный зал -2; Физкультурный зал – 1, Методический кабинет-1; Медицинский блок-2; Кабинет для индивидуальной работы с детьми -2. Ежегодно в здании проводится косметический ремонт, приобрета ется мебель и дидактические материалы. Выявлены следующие проблемы, мешающие реализации программы развития. Проблемное поле: недостаточное количество современного оборудования в оснащении МБДОУ (интерактивных комплексов, развивающих игр, современных лего-конструкторов), 12 приобретение которых позволит внедрить современные методы работы с детьми и повысит эффективность дошкольного образования. Перспективы развития: модернизация материально-технических условий МБДОУ. Возможные риски: снижение объемов финансирования МБДОУ, снижение доходов от внебюджетной деятельности. 2.8. SWOT – анализ Проведенный SWOT – анализ позволил определить следующую актуальную картину развития МБДОУ, и спроектировать стратегические цели и задачи Программы развития МБДОУ детский сад на 2024-2028 гг. Сильные стороны Слабые стороны Полная укомплектованность штата Низкая мотивация педагогов к МБДОУ кадрами; профессиональному развитию и Наличие у коллектива опыта работы в инновационной деятельности; инновационном режиме; Недостаточный уровень владения части Наличие внебюджетных источников педагогов ИКТ-компетенциями; финансирования; Недостаточный уровень материальноНаличие отвечающей требованиям технической и методической ФГОС ДО материально-технической оснащенности образовательной базы МБДОУ деятельности Возможности Угрозы Расширение возможностей социального Не высокий процент притока молодых партнерства МБДОУ; педагогов; Создание образовательной среды Снижение доходов от внебюджетной способствующей позитивной деятельности; социализации и личностного Отказ социальных партнеров от потенциала детей дошкольного сотрудничества. возраста. Организация взаимодействия с родителями (законными представителями); Профессиональное развитие педагогических кадров через систему повышения квалификации, участие в профессиональных конкурсах, представлении опыта по реализации проектов на различных уровнях. Проведенный анализ состояния МБДОУ показал, что в настоящее время необходимо совершенствовать условия для получения детьми дошкольного возраста современного и качественного образования: создать образовательную среду, способствующую позитивной социализации и развитию личностного потенциала детей дошкольного возраста, улучшить материально-техническую и методическую оснащенность, повысить профессиональную компетентность педагогических работников. 3. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Концепция Программы развития предполагает построение новой организационной модели развития детского сада, направленной на повышение качества предоставляемых услуг в 13 соответствии с направлениями современной образовательной политики путем обеспечения кадровых, психолого-педагогических, материально-технических условий реализации образовательной деятельности учреждения, что позволит осуществить переход дошкольного учреждения в качественно новое состояние. Национальный проект РФ «Образование» выводит дошкольное образование на новый уровень общего образования в России, тем самым определяет значимость системы дошкольного образования. Основной целью дошкольного образования является воспитание гармонично развитой личности, усиление образовательного потенциала дошкольного учреждения, поддержка разнообразия детства, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающее социальную ситуацию его развития, обеспечение индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника. В современных условиях модернизации образования, учреждение представляет собой открытую и развивающуюся систему, в которой ребенок рассматривается как субъект в собственном образовательном процессе, на развитие которого он активно влияет. В стандартах дошкольного образования педагогический процесс опирается на детский опыт, что в широком смысле влечет за собой социальную и культурную включенность детей в образовательный процесс. Происходящие изменения в области образовательной политики влекут за собой повышение требований к уровню профессиональной компетентности педагогических работников с учетом требований Профессионального стандарта педагога. Опираясь на ключевую цель развития МБДОУ, необходимо провести ряд мероприятий, направленных на достижение цели Программы в различных направлениях. МБДОУ будет продолжать работу по оснащению современным игровым оборудованием развивающую предметно-пространственную среду. Реализуя проект «Социальное партнёрство ДОО» применять новые формы и технологии для повышения качества образовательных услуг для всестороннего и гармоничного развития ребенка. Использовать новые формы сотрудничества с семьями воспитанников, и родителями детей не посещающих МБДОУ, которые позволят активизировать позицию родителей (законных представителей) в воспитании детей (проект «Движение друг к другу»). В условиях подготовки к внедрению профессионального стандарта «Педагог» изменяются требования к педагогам дошкольных образовательных организаций. Реализуя проект «Успешный педагог», стимулировать их к профессиональному саморазвитию, участию в конкурсах и распространению своего педагогического опыта. Реализация Программы развития позволит выполнить в полной мере необходимые мероприятия в образовательном пространстве (дети – семья – педагоги - социум), обеспечивая при этом развитие дошкольников и удовлетворение потребностей и ожиданий родителей (законных представителей воспитанников). Миссия дошкольного учреждения заключается в объединении усилий МБДОУ, семьи и социальных партнеров для создания инновационного образовательного пространства, направленного на социальное и личностное развитие воспитанников. В основу Концепции Программы развития положены следующие понятия: «Индивидуальность» - направлена на реализацию возможности разностороннего развития каждого воспитанника с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей; «Развитие личности» - процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов; «Технические способности» – взаимосвязанные и независимые друг от друга личностные качества, проявляющиеся в игровой, конструкторской и продуктивной видах деятельности: 14 понимание назначения техники, ее полезных и вредных функций; умение обращаться с техникой. Преобразования развивающей образовательной среды как механизма эффективного личностного развития детей дошкольного возраста через реализацию интегрированных образовательных проектов, возможны если, будет: апробировано новое содержание образования, комплексно включающее деятельность в сех субъектов образовательного процесса; разработаны новые образовательные проекты, учитывающие специфику содержания дошкольного образования; выявлены и реализованы пути и формы формирования развивающей образовательной среды МБДОУ детский сад № 156, обеспечивающих развитие и рост личностного потенциала, раскрытие способностей всех субъектов образовательных отношений; задействованы все субъекты образовательного процесса, а также привлекаться воспитательные ресурсы образовательного пространства микрорайона, района, города; проводится регулярный мониторинг и анализ, коррекция Программы развития МБДОУ детский сад № 156. 4. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Достижение стратегической цели Программы развития обеспечивается за счет реализации поставленных задач. Основания для разработки проекта Цель проекта Источники финансирования проекта Ожидаемый конечный результат реализации проекта Проект «Социальное партнёрство ДОО» Федеральный закон от 31 июля 2020 г № 304 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» Создание системы взаимосотрудничества ДОУ с социальными институтами для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала. Внебюджетные средства - Основания для разработки проекта Цель проекта Стабильное функционирование системы социального взаимодействия, с целью повышения качества образования. Обеспечение психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использование навыков социального партнерства для личностно-гармоничного развития. Увеличение доли педагогов принявших участие в профессиональных конкурсах, трансляция профессионального опыта среди педагогической общественности. Проект «Движение друг к другу» Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Обеспечение качества образования, путем повышения компетентности родительской общественности в вопросах 15 воспитания и развития детей в современных условиях. Финансовое обеспечение осуществляется из внебюджетных средств и в пределах фонда оплаты труда за счет стимулирующих выплат педагогам и другим категориям работников (разовые и регулярные), по разработанным и утвержденным критериям эффективности работы. Увеличение доли родителей, вовлеченных в образовательный процесс МБДОУ Увеличение доли воспитанников - участников конкурсов. Увеличение доли родителей (законных представителей) удовлетворенных условиями и качеством предоставляемой образовательной услуги. Источники финансирования проекта Ожидаемый конечный результат реализации проекта Проект «Современному дошкольному образованию – современный педагог» Основания для разработки проекта Цель проекта Источники финансирова ния проекта Ожидаемый конечный результат реализации проекта Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" Создание условий для профессионального роста, саморазвития и повышения квалификации педагогических работников по направлению формирования ИКТ-компетентности. Субсидии, внебюджетные средства - - Увеличение доли педагогических работников, в общем количестве педагогических работников МБДОУ, прошедших обучение по программам повышения квалификации и в полном объеме овладевших ИКТ-компетенциями. Увеличение доли педагогических работников, в общем количестве педагогических работников МБДОУ, лауреатов и победителей профессиональных конкурсов, представляющих опыт педагогической деятельности на различных уровнях. 5. ВНЕШНИЕ СВЯЗИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Создание информационной среды для поддержки и реализации интегрированных образовательных проектов, расширение открытого образовательного пространства достигается за счет взаимодействия с социальными партнерами по следующим основным направлениям: сотрудничество с центром «Учитель будущего», «Екатеринбургский дом учителя» с целью повышения профессионального мастерства педагогов через КПК, семинары, участия педагогов в педагогических мастерских, научно-практических конференциях; взаимодействие с МАУ ДО ГДТДИМ «Одаренность и технологии», с целью выявления и развития интеллектуально одаренных детей; сотрудничество с Центром инновационного и гуманитарного образования «Точка роста», с целью реализации мероприятий по информированию и просвещению педагогов и родителей в области цифровых и гуманитарных компетенций. 16 - ГАОУ ДПО «ИРО» с целью повышения квалификации и профессиональных стажировок педагогических работников в рамках сетевого взаимодействия. 6. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Руководитель Программы определяет соисполнителей и участников мероприятий Программы. С целью организации и контроля реализации мероприятий Программы руководитель проводит совещания по анализу, контролю, мониторингу и регулированию процесса реализации и ежегодно готовит годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности Программы. Мониторинг ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений от запланированных параметров в ходе реализации Программы, а также на выполнение мероприятий Программы в течение года. Мониторинг реализации Программы осуществляется ежегодно. Объектом мониторинга является выполнение мероприятий Программы в установленные сроки, сведения о финансировании Программы на отчетную дату, степень достижения плановых значений индикаторов Программы. Администрация МБДОУ: организует реализацию Программы, принимает решение о внесении изменений в Программу развития; контролирует выполнение программных мероприятий, выявляет несоответствие результатов их реализации плановым показателям, устанавливает причины недостижения ожидаемых результатов и определяет меры по их устранению; запрашивает у исполнителей и участников Программы информацию, необходимую для проведения мониторинга и подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности Программы; рекомендует исполнителям и участника Программы осуществлять разработку отдельных мероприятий, планов их реализации; подготавливает годовой отчет о ходе реализации Программы. Участники и соисполнители Программы: осуществляют реализацию мероприятий Программы, в отношении которых они являются исполнителями или в реализации которых предполагается их участие; вносят руководителю предложения о необходимости внесения изменений в Программу; представляют руководителю информацию, необходимую для проведения мониторинга реализации Программы, оценки эффективности реализации Программы и формирования сводных отчетов; обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы. 17 7.ПЛАН ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Проект Содержание работы Ответственный Срок Заключение договоров о «Социальное партнёрство ДОО» совместной деятельности с социальными партнерами. Составление плана совместной работы. Заместитель заведующего, творческая группа 2024-2028 гг. Расширение информационного пространства. Заместитель заведующего, творческая группа 2024-2028 гг. Результат Формы представления результатов Стабильное Совместные онлайнфункционирование проекты с библиотекой системы и музеем, виртуальные социального экскурсии детей взаимодействия, с старшей и целью повышения подготовительной качества групп. Совместные образования мероприятия с учителями начальной школы: экскурсии, онлайн участие в родительских собраниях, проекты. Онлайн-встречи с инспектором ГИБДД в рамках недель безопасности Развитие Создание педагогами компетентности собственных интернетродителей, блогов, на которых организация будут освещаться профессиональнопроблемы развития педагогического дошкольников взаимодействия через интернет пространство «Современному дошкольному образованию – современный педагог» Вовлечение воспитанников и их Заведующий, родителей в общественную жизнь Заместитель социума, в конкурсное движение заведующего 2024-2028 гг. Создание условий для непрерывного развития потенциала педагогических кадров через интернет пространство, обеспечивающих изменение подходов к организации воспитательнообразовательного процесса; расширение возможностей для корпоративного (командного) обучения педагогов. Заведующий, заместитель заведующего 2024-2028 гг. Создание и постоянное пополнение виртуального методического кабинета, поиск новых форм поддержки педагогов Заведующий, Заместитель заведующего, творческая группа 2024-2028 гг. 19 Достижения воспитанников (результаты участия в выставках конкурсах, фестивалях, соревнованиях) Папки достижений педагогов на сайте детского сада и в блогах педагогов, папки достижений воспитанников с грамотами, дипломами, сертификатами Создание творческих Сертификаты о групп по Повышении квалификации профессиональным по ИКТ-технологиям интересам, прохождение курсов повышения квалификации Создан и Презентации, пополняется Методические разработки, виртуальный публикации методический Папка достижений кабинет. Рост педагога с сертификатами, профессиональной дипломами на сайте компетентности детского сада педагогических работников в области использования ИКТ в образовательной деятельности. Обеспечение возможности выбора индивидуальной траектории профессионального развития педагогов за счет формирования открытого информационного образовательного пространства, организации дистанционного обучения, применения Интернеттехнологий и технологий компетентностного подхода, участия педагогов в различных сетевых проектах, в том числе в сети Интернет «Движение друг к Оптимизация эффективного информационного пространства, другу» направленного навзаимодействие родителей и детского сада Заведующий, Заместитель заведующего, творческая группа 2024-2028 гг. Повышение доли участия в профессиональных конкурсах, трансляция профессионального опыта среди педагогической общественности по сравнению с прошлым периодом. Создание собственной страницы в сети интернет. Трансляция своего педагогического опыта и проведение on-line консультаций. Заместитель заведующего, творческая группа 2024-2028 гг. Оформление и пополнение информационного стенда. Функционирование виртуального консультационного центра для родителей детей, получающих дошкольное образование в семье (онлайн консультирование, видеотрансляции) Заместитель заведующего, творческая группа 2024-2028 гг. Повышение заинтересованности родителей к совместной деятельности ДОУ и семьи Повышение компетентности родителей ввопросах развития личности ребенка Совместное составление планов взаимодействия педагогов и родителей по направлениям развития воспитанников Заместитель заведующего, творческая группа 2024-2028 гг. 20 Увеличение доли совместных проектов семьи и ДОУ по сравнению с прошлым периодом Запись видеороликов. Опубликование видеороликов и консультаций на официальном сайте детского сада. Активизация современных форм работы с семьей в интернетпространстве (виртуальные мастер - классы, онлайнпраздники, круглые столы, семинары-практикумы, онлайнконсультации). Создание условий для продуктивного общения детей и родителей на основе общего дела: семейные праздники, досуги, совместная проектная деятельность, конкурсное движение, день открытых дверей. Заместитель заведующего, творческая группа 2024-2028 гг. 21 Увеличение доли родителей вовлеченных в образовательный процессДОУ Увеличение доли воспитанников участников конкурсов. Увеличение доли родителей (законных представителей) удовлетворенных условиями и качеством предоставляемой образовательной услуги. 8. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ № п\п 1. 2. 3. Мероприятие сроки Организация повышения По графику квалификации педагогических работников по содержанию реализуемых проектов, «Программа развития личностного потенциала», «Педагогический рост». Приобретение ноутбуков, 2024-2028 развивающего и интерактивного оборудования, конструкторов. Научно-методическое ежегодно сопровождение. Заключение договоров с социальными партнерами. ИТОГО 9. Финансовые затраты (источники) 200 000 руб. (субвенции, внебюджетные источники: доход от платных образовательных услуг) 500 000 руб. (субвенции, внебюджетные источники: доход от платных образовательных услуг) 100 000 руб. (внебюджетные источники: доход от платных образовательных услуг) 800 000 руб. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Единиц Индикаторы достижений а Наименование показателя 2025- 2026- 2027измере 2024 2026 2027 2028 ния «Социальное партнёрство ДОО» Доля педагогов, освоивших и реализующих на процент 10 % 100% 100 % 100% практике современные технологии развития личностного потенциала каждого ребенка в образовательном процессе на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения. Доля воспитанников, принявших участие в процент 0% 50% 100 % 100% общественной жизни социума, через участие в социальных проектах, акциях, творческих выставках, конкурсах, спортивных мероприятиях разных уровней. «Современному дошкольному образованию – современный педагог» Доля педагогических работников, в общем процент 12% 50% 80% 100% количестве педагогических работников МБДОУ, прошедших обучение по программам повышения квалификации и в полном объеме овладевшие ИКТкомпетенциями. Доля педагогических работников, в общем процент 25% 50% 60% 80% количестве педагогических работников МБДОУ, лауреатов и победителей профессиональных конкурсов. Доля педагогических работников, в общем процент 25% 50% 80% 80% количестве педагогических работников МБДОУ, представляющих опыт педагогической деятельности на различных уровнях. «Движение друг к другу» Доля родителей (законных представителей), в общем процент 0% количестве родителей воспитанников МБДОУ с высоким уровнем заинтересованности. Доля родителей (законных представителей), в общем процент 0% количестве родителей воспитанников МБДОУ, принявших участие в совместных проектах семьи и МБДОУ. Доля родителей (законных представителей), в общем процент 0% количестве родителей воспитанников МБДОУ, вовлеченных в образовательный процесс МБДОУ. 23 50% 100% 100% 50% 80% 80% 50% 100% 100%