Положение о самообследовании

2.2.Председателем Комиссии является заведующий МБДОУ, заместителем председателя
Комиссии является заместитель заведующего по воспитательно-методической работе.
2.3.Для проведения самообследования в состав Комиссии включаются:
• представители коллегиальных органов управления МБДОУ;
• при необходимости представители иных органов и организаций.
2.4.При подготовке к проведению самообследования председатель Комиссии проводит
организационное подготовительное совещание с членами Комиссии, на котором:
рассматривается и утверждается план проведения самообследования;
• за каждым членом Комиссии закрепляется направление работы МБДОУ, подлежащее
изучению и оценке в процессе самообследования;
• уточняются вопросы, подлежащие изучению и оценке в ходе самообследования;
• председателем Комиссии, или уполномоченным им лицом, даётся развёрнутая
информация о нормативно-правовой базе, используемой в ходе самообследования, о
месте(ах) и времени предоставления членам Комиссии необходимых документов и
материалов для проведения самообследования, о контактных лицах;
• определяются сроки предварительного и окончательного рассмотрения на Комиссии
результатов самообследования.
2.5.Председатель Комиссии на организационном подготовительном совещании
определяет:
• порядок взаимодействия между членами Комиссии и сотрудниками МБДОУ в ходе
самообследования;
• ответственное лицо из числа членов Комиссии, которое будет обеспечивать
координацию работы
по направлениям самообследования, способствующее
оперативному решению вопросов, возникающих у членов Комиссии при проведении
самообследования;
• ответственное лицо за свод и оформление результатов самообследования МБДОУ в виде
отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей
деятельности МБДОУ, подлежащего самообследованию.
2.6.В план проведения самообследования в обязательном порядке включается:
2.6.1. Проведение оценки:
• организации образовательной деятельности;
• системы управления МБДОУ;
• содержания и качества подготовки воспитанников;
• организации учебного процесса;
• качества
кадрового,
учебно-методического,
библиотечно-информационного
обеспечения, материально-технической базы;
• функционирования внутренней системы оценки качества образования;
• медицинского обеспечения МБДОУ, системы охраны здоровья воспитанников;
• организации питания.
2.6.2.Анализ показателей деятельности МБДОУ, подлежащего самообследованию,
устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования.
3.Организация и проведение самообследования в дошкольном образовательном
учреждении
3.1.Организация самообследования в МБДОУ осуществляется в соответствии с планом по
его проведению, принимаемом решением Комиссии.
3.2.При проведении самообследования даётся развёрнутая характеристика и оценка
включённых в план самообследования направлений и вопросов.
3.3. При проведении оценки и организации образовательной деятельности:
1

3.3.1. Даётся общая характеристика дошкольного образовательного учреждения:
• полное наименование МБДОУ, адрес, год ввода в эксплуатацию, с какого года находится
на балансе Учредителя, режим работы образовательного учреждения;
• мощность МБДОУ: плановая/фактическая;
• комплектование групп: количество групп, в них воспитанников; порядок приёма и
отчисления воспитанников, комплектования групп (книга движения воспитанников).
3.3.2. Представляется информация о наличии правоустанавливающих документов:
• лицензия на право ведения образовательной деятельности (соблюдение сроков действия
и контрольных нормативов);
• свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
• свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
• Устав МБДОУ;
• локальные акты, определённые Уставом МБДОУ (соответствие перечня и содержания
Уставу МБДОУ и законодательству РФ, полнота, целесообразность);
• свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления
муниципальным имуществом;
• свидетельство о государственной регистрации права безвозмездного пользования на
земельный участок;
• наличие санитарно-эпидемиологического заключения на образовательную деятельность;
• договор о взаимоотношениях между МБДОУ и Учредителем.
3.3.3.Представляется информация о документации МБДОУ:
• наличие основных федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых
актов, регламентирующих работу МБДОУ;
• договоры МБДОУ с родителями (законными представителями);
• личные дела воспитанников, Книги движения воспитанников;
• Программа развития дошкольного образовательного учреждения;
• образовательные программы;
• учебный план МБДОУ;
• календарный учебный график;
• годовой план работы МБДОУ;
• рабочие программы (планы воспитательно-образовательной работы) педагогов МБДОУ
(их соответствие основной образовательной программе);
• планы работы кружков/студий (при наличии);
• расписание организованной образовательной деятельности, режим дня;
• отчёты по итогам деятельности МБДОУ за прошедшие годы;
• акты готовности МБДОУ к новому учебному году;
• номенклатура дел МБДОУ;
• журнал учета проверок должностными лицами органов государственного контроля;
• документы, регламентирующие предоставление платных услуг, их соответствие
установленным требованиям (если таковые оказываются в МБДОУ).
3.3.4.Представляется информация о документации МБДОУ, касающейся трудовых
отношений:
• книга учёта трудовых книжек работников, личные дела работников;
• приказы по личному составу, книга регистрации приказов по личному составу;
• трудовые договоры с работниками и дополнительные соглашения к трудовым
договорам;
• коллективный договор (в т.ч. приложения к коллективному договору);
• правила внутреннего трудового распорядка;
• штатное расписание МБДОУ (соответствие штата работников установленным
требованиям, структура и штатная численность в соответствии с Уставом);
2

должностные инструкции работников;
журналы проведения инструктажа.
3.4. При проведении оценки системы управления дошкольного образовательного
учреждения:
3.4.1.Даётся характеристика и оценка следующих аспектов:
• характеристика сложившейся в МБДОУ системы управления;
• органы управления (персональные, коллегиальные), которыми представлена
управленческая система МБДОУ;
• режим управления МБДОУ (в режиме функционирования, в режиме развития,
опережающее управление, проектное управление и т.п.);
• содержание протоколов органов коллегиального управления МБДОУ, административногрупповых совещаний при заведующем МБДОУ;
• планирование и анализ образовательной работы;
• состояние педагогического анализа: анализ выполнения образовательной программы
МБДОУ, рабочих программ педагогов (планов воспитательно-образовательной работы),
рекомендации и их реализация;
• приоритеты развития системы МБДОУ;
• полнота и качество приказов заведующего МБДОУ по основной деятельности, по
личному составу;
• порядок разработки и принятия локальных нормативных актов, касающихся прав и
интересов участников образовательных отношений (наличие таковых, частота
обновления, принятие новых);
• 3.4.2. Даётся оценка результативности и эффективности действующей в МБДОУ
системы управления, а именно:
• организация системы контроля со стороны руководства МБДОУ и насколько она
эффективна; является ли система контроля понятной всем участникам образовательных
отношений;
• организация системы взаимодействия с организациями-партнерами (наличие договоров
об аренде, сотрудничестве, о взаимодействии, об оказании услуг и т.д.) для обеспечения
образовательной деятельности;
• применение в МБДОУ инновационных методов и технологии управления;
• использование современных информационно-коммуникативных технологий в
управлении МБДОУ;
• оценка
эффективности влияния системы управления на повышение качества
образования.
3.4.3. Даётся оценка обеспечению координации деятельности педагогической и
медицинской служб МБДОУ; оценивается состояние коррекционной работы с детьми.
3.4.4.Даётся оценка наличия, качество и оценка полноты реализации плана работы с
неблагополучными семьями; социальный паспорт МБДОУ, в т.ч. количество воспитанников из
социально незащищённых семей;
3.4.5.Даётся оценка организации взаимодействия семьи и МБДОУ:
• организация информирования родителей (законных представителей) воспитанников о
правах и обязанностях воспитанников, о правах, обязанностях и ответственности
родителей (законных представителей) в сфере образования;
• наличие, качество и реализация планов работы и протоколов Совета Учреждения,
Совета, педагогов, Родительского комитета групп; общих и групповых родительских
собраний, родительского всеобуча (лектории, беседы и др. формы);
• обеспечение доступности для родителей локальных нормативных актов и иных
нормативных документов;
• содержание и организация работы сайта МБДОУ.
•
•

3

3.4.6. Даётся оценка организации работы по предоставлению льгот (наличие нормативной
базы; количество льготников (из регионального/муниципального бюджетов); соблюдение
законодательных норм).
3.5. При проведении оценки содержания и качества подготовки воспитанников:
3.5.1. Анализируются и оцениваются:
• Программа развития МБДОУ;
• образовательные программы; характеристика, структура образовательных программ:
аналитическое обоснование программ, основные концептуальные подходы и
приоритеты, цели и задачи; принципы построения образовательного процесса;
прогнозируемый педагогический результат; анализ реализации образовательных
программ;
• механизмы определения списка методической литературы, пособий, материалов в
соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебной и методической
литературы, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном
процессе.
3.5.2. Анализируется и оценивается состояние образовательной работы, в том числе:
• анализ качественного, социального состава родителей (законных представителей),
характеристика семей (социальный паспорт МБДОУ);
• даётся характеристика системы образовательной работы МБДОУ (является ли
образовательная работа системой, а не формальным набором мероприятий; наличие
специфичных именно для данного МБДОУ форм образовательной работы);
• мероприятия, направленные на повышение эффективности образовательного процесса,
проводимые МБДОУ совместно с учреждениями культуры;
• создание развивающей среды в МБДОУ: наличие центров активности в соответствии с
требованиями программ дошкольного образования и ФГОС ДО;
• обеспеченность игрушками, дидактическим материалом;
• наличие специализированно оборудованных помещений (изостудия, экологическая
комната и др.);
• наличие и соответствие требованиям СанПиН музыкального и спортивного зала,
спортивной площадки, групповых участков: физкультурной площадки; огорода;
цветника; зелёных насаждений; состояние групповых площадок, веранд, теневых
навесов и игрового оборудования;
• результативность системы образовательной работы.
3.5.3. Анализируется и оценивается состояние дополнительного образования (если
таковое осуществляется в МБДОУ), в том числе:
• программы дополнительного образования;
• наличие необходимых условий, материально-технического, программно-методического,
кадрового обеспечения для реализации программ дополнительного образования;
• направленность реализуемых программ дополнительного образования детей;
• охват воспитанников дополнительным образованием;
• анализ эффективности реализации программ дополнительного образования.
• 3.5.4. Проводится анализ работы по изучению мнения участников образовательных
отношений о деятельности МБДОУ, в том числе:
• изучение мнения участников образовательных отношений о МБДОУ, указать источник
знаний о них;
• анализ запросов потребителей образовательных услуг, пожеланий родителей (законных
представителей) воспитанников, других заинтересованных лиц;
• анализ используемых методов (анкетирование, собеседование, тестирование, другие) для
сбора информации о мнениях участников образовательных отношений, периодичность
использования таких методов;
4

применение для получения обратной связи таких форм как форум на сайте
образовательного учреждения, интервьюирование, «Телефон доверия», «горячая линия»,
«День открытых дверей» и другие); анализ полученных таким образом сведений о
качестве подготовки и уровне развития воспитанников, условиях обучения и т.д.;
• меры, которые были предприняты по результатам опросов участников образовательных
отношений и оценка эффективности подобных мер.
3.5.5. Проводится анализ и даётся оценка качеству подготовки воспитанников, в том
числе:
• число воспитанников, для которых учебный план является слишком сложным
полностью или частично (необходимо указать с чем конкретно не справляются
воспитанники);
• наличие Положения о системе мониторинга результатов освоения образовательных
программ дошкольного образования;
• соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям
ФГОС;
• достижения воспитанников по сравнению с их первоначальным уровнем;
• достижение целевых ориентиров дошкольного образования в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта;
• результаты мониторинга промежуточной и итоговой оценки уровня развития
воспитанников.
3.6. При проведении оценки организации учебного процесса анализируются и
оцениваются:
• учебный план МБДОУ, его структура, характеристика; выполнение;
• анализ нагрузки воспитанников;
• календарный учебный график МБДОУ;
• расписание организованной образовательной деятельности;
• анализ форм работы с воспитанниками, имеющими особые образовательные
потребности (при наличии детей с ОВЗ);
• соблюдение принципа преемственности обучения в возрастных группах;
• деятельность по формированию положительной мотивации обучения, развитию
познавательной активности и интересов воспитанников;
• создание максимально благоприятных условий для развития способностей, учёт
возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей воспитанников.
3.7. При проведении оценки качества кадрового обеспечения анализируется и
оценивается:
• профессиональный уровень кадров: количество педагогических работников, имеющих
высшее (среднее специальное) образование, без педагогического образования;
количество педагогических работников с высшей, первой квалификационной
категорией, не имеющих квалификационной категории; стаж работы (до 5 лет, 10 лет, 15
лет, свыше 15 лет, от 50 до 55 лет, старше 55 лет); своевременность прохождения
повышения квалификации;
• количество педагогических работников, обучающихся в ВУЗах, имеющих учёную
степень, учёное звание, государственные и отраслевые награды;
• доля педагогических работников (%), работающих на штатной основе;
• доля педагогических работников, имеющих базовое специальное
(дошкольное)
образование;
• движение кадров за последние пять лет;
• возрастной состав;
• работа с молодыми специалистами (наличие нормативных и отчетных документов);
• творческие достижения педагогов;
•

5

система работы по повышению квалификации и переподготовке педагогических
работников и ее результативность; формы повышения профессионального мастерства;
• укомплектованность МБДОУ кадрами;
• потребность в кадрах (сумма вакансий, планируемой убыли работников и количества
планируемого увеличения штатов);
• порядок установления заработной платы работников дошкольного образовательного
учреждения, в т. ч. надбавок к должностным окладам, порядка и размеров,
стимулирующих выплат; заработная плата педагогических работников с учётом
стимулирующей части оплаты труда (min-max);
• состояние документации по аттестации педагогических работников: нормативные
документы, копии документов о присвоении категории; записи в трудовых книжках.
3.8.При проведении оценки качества учебно-методического обеспечения анализируется и
оценивается:
• система методической работы МБДОУ (даётся её характеристика);
• оценивается соответствие содержания методической работы задачам, стоящим перед
МБДОУ, в том числе в образовательной программе;
• наличие методического совета и документов, регламентирующих его деятельность
(положение, перспективные и годовые планы работы, анализ их выполнения);
• формы организации методической работы;
• содержание экспериментальной и инновационной деятельности (протоколы заседаний,
решения экспертного совета) документация, связанная с этим направлением работы;
• влияние осуществляемой методической работы на качество образования, рост
методического мастерства педагогических работников;
• работа по обобщению и распространению передового опыта;
• наличие в МБДОУ публикаций методического характера, материалов с обобщением
опыта работы лучших педагогических работников (указать конкретно);
• использование и совершенствование образовательных технологий, в т. ч. дистанционных
(оказание практической помощи педагогическим работникам по внедрению новых
технологий и методик в образовательный процесс);
• количество педагогических работников МБДОУ, разработавших авторские программы,
утверждённые на федеральном и региональном уровнях.
3.9.При проведении оценки качества библиотечно-информационного обеспечения
анализируется и оценивается:
• обеспеченность учебно-методической и художественной литературой;
• общее количество единиц хранения фонда библиотеки;
• обеспечено ли дошкольное образовательное учреждение современной информационной
базой (локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта, электронный каталог,
медиатека, электронные учебники и т.д.);
• востребованность библиотечного фонда и информационной базы;
• наличие сайта МБДОУ (соответствие установленным требованиям, порядок работы с
сайтом), количественные характеристики посещаемости, форум;
• обеспечение открытости и доступности информации о деятельности дошкольного
образовательного учреждения для заинтересованных лиц (наличие информации в СМИ,
на сайте образовательного учреждения, информационные стенды (уголки), выставки,
презентации и т.д.);
3.10.При проведении оценки качества материально-технической базы анализируется и
оценивается:
3.10.1. Состояние и использование материально-технической базы, в том числе:
• уровень социально-психологической комфортности образовательной среды;
• соответствие лицензионному нормативу по площади на одного обучающегося;
•

6

площади, используемых для образовательного процесса (даётся их характеристика);
сведения о количестве и структуре технических средств обучения и т.д;
сведения об обеспеченности мебелью, инвентарём, посудой;
данные о проведении ремонтных работ в МБДОУ (сколько запланировано и освоено
бюджетных (внебюджетных) средств);
• сведения об основных позитивных и негативных характеристиках в материальнотехническом оснащении образовательного процесса;
• меры по обеспечению развития материально-технической базы;
• мероприятия по улучшение условий труда и быта педагогов.
3.10.2.Соблюдение в МБДОУ мер противопожарной и антитеррористической
безопасности, в том числе:
• наличие автоматической пожарной сигнализации, средств пожаротушения, тревожной
кнопки, камер слежения, договоров на обслуживание с соответствующими
организациями;- акты о состоянии пожарной безопасности;
• проведение учебно-тренировочных мероприятий по вопросам безопасности.
3.10.3. Состояние территории МБДОУ, в том числе:
• состояние ограждения и освещение участка;
• наличие и состояние необходимых знаков дорожного движения при подъезде к МБДОУ
(при наличии);
• оборудование хозяйственной площадки, состояние мусоросборника (при наличии).
3.11.При оценке качества медицинского обеспечения МБДОУ, системы охраны здоровья
воспитанников анализируется и оценивается:
• медицинское обслуживание, условия для оздоровительной работы (наличие в МБДОУ
лицензированного медицинского кабинета, соответствие его СанПиН; договор с
территориальным лечебно-профилактическим учреждением о порядке медицинского
обслуживания воспитанников и сотрудников);
• регулярность прохождения сотрудниками МБДОУ медицинских осмотров;
• анализ заболеваемости воспитанников;
• сведения о случаях травматизма, пищевых отравлений среди воспитанников;
• выполнение предписаний надзорных органов;
• соблюдение санитарно-гигиенического режима (состояние помещений, режим
проветривания, температурный режим, водоснабжение и т.д.);
• защита воспитанников от перегрузок, работа по созданию условий для сохранения и
укрепления здоровья воспитанников (какими нормативными и методическими
документами руководствуется МБДОУ в работе по данному направлению);
• сбалансированность расписания с точки зрения соблюдения санитарных норм
организации образовательной деятельности с детьми, обеспечивающих смену характера
деятельности воспитанников;
• соотношение учебной нагрузки программ дополнительного образования (если таковое
практикуется);
• использование здоровьесберегающих технологий, отслеживание их эффективности
(показать результативность, в т.ч. динамику состояния здоровья);
• система работы по воспитанию здорового образа жизни;
• динамика распределения воспитанников по группам здоровья;
• понимание и соблюдение воспитанниками здорового образа жизни (наличие
мероприятий, программ, обеспечивающих формирование у воспитанников навыков
здорового образа жизни, работа по гигиеническому воспитанию);
• состояние службы психолого-педагогического сопровождения в МБДОУ;
• мероприятия по предупреждению нервно-эмоциональных и физических перегрузок у
воспитанников.
•
•
•
•

7

3.12.При оценке качества организации питания анализируется и оценивается:
наличие собственного пищеблока;
• работа администрации по контролю за качеством приготовления пищи;
• договоры с различными организациями о порядке обеспечения питанием воспитанников
и сотрудников (с кем, на какой срок, реквизиты правомочных документов);
• качество
питания:
калорийность,
сбалансированность
(соотношение
белков/жиров/углеводов), соблюдение норм питания; разнообразие ассортимента
продуктов; витаминизация, объём порций, наличие контрольного блюда; хранение проб
(48 часовое); объём порций; использование йодированной соли; соблюдение питьевого
режима;
• наличие необходимой документации: приказы по организации питания, наличие графика
получения питания, накопительная ведомость, журналы бракеража сырой и готовой
продукции; 10-ти дневное меню, картотека блюд; таблицы: запрещённых продуктов,
норм питания; список обучающихся, имеющих пищевую аллергию;
• создание условий соблюдения правил техники безопасности на пищеблоке;
• выполнение предписаний надзорных органов.
3.13.При проведении оценки функционирования внутренней системы оценки качества
образования:
3.13.1.Осуществляется сбор и анализ информации о дошкольном образовании в
соответствии с Перечнем, утверждённым постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013
г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
3.13.2. Анализируется и оценивается:
• наличие документов, регламентирующих функционирование внутренней системы
оценки качества образования;
• наличие ответственного лица – представителя руководства МБДОУ ответственного за
организацию функционирования внутренней системы оценки качества образования
(приказ о назначении, регламент его работы – положение, порядок);
• план работы МБДОУ по обеспечению функционирования внутренней системы оценки
качества образования и его выполнение;
• информированность участников образовательных отношений о функционировании
внутренней системы оценки качества образования в МБДОУ;
• проводимые мероприятия внутреннего контроля в рамках функционирования
внутренней системы оценки качества образования;
• проводимые
корректирующие
и
предупреждающие
действия
в
рамках
функционирования внутренней системы оценки качества образования.
3.14.Анализ показателей деятельности МБДОУ, подлежащего самообследованию,
устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования.
Данный анализ выполняется по форме и в соответствии с требованиями установленными
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
4.Обобщение полученных результатов и формирование отчета
4.1.Информация, полученная в результате сбора сведений в соответствии с утверждённым
планом самообследования, членами Комиссии передаётся лицу, ответственному за свод и
оформление результатов самообследования дошкольного образовательного учреждения, не
позднее, чем за три дня до предварительного рассмотрения на Комиссии результатов
самообследования.
4.2.Лицо ответственное, за свод и оформление результатов самообследования МБДОУ.
обобщает полученные данные и оформляет их в виде отчёта, включающего аналитическую
8

часть и результаты анализа показателей деятельности учреждения, подлежащего
самообследованию.
4.3.Председатель Комиссии проводит заседание Комиссии, на котором происходит
предварительное рассмотрение отчёта: уточняются отдельные вопросы, высказываются мнения
о необходимости сбора дополнительной информации, обсуждаются выводы и предложения по
итогам самообследования.
4.4. С учётом поступивших от членов Комиссии предложений, рекомендаций и замечаний
по отчёту председатель Комиссии назначает срок для окончательного рассмотрения отчёта.
4.5. После окончательного рассмотрения результатов самообследования итоговая форма
отчёта направляется на рассмотрение Совета педагогов МБДОУ.
5. Ответственность
5.1.Заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, заместитель
руководителя по хозяйственной части, педагогические работники несут ответственность за
выполнение данного Положения в соответствии требованиями законодательства.
5.2.Ответственным лицом за организацию работы по данному Положению является
заведующий МБДОУ.

Разработчик: Кондратьева В.А., зам. зав. по ВМР

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».